Найти тему

Особняк с привидениями на Большой Полянке.

Один из рассказов русского писателя Викентия Вересаева из сборника "Невыдуманные рассказы о прошлом" начинается с очень завлекательной открывающей фразы: "На одной из больших улиц Замоскворечья стоит вычурно-красивый, угрюмо-пестрый дом". Учитывая, что произведение называется "Проклятый дом" - думаю, вы догадываетесь, что последует дальше.

В этой литературной миниатюре речь идет о скупом сибирском купце, решившем построить себе московскую резиденцию. Сначала он своими придирками он доводит до помешательства архитектора, который, поняв, что не закончит дом в срок и будет разорен, вешается в одной из комнат недостроенного особняка. Затем замуровывает в башенке свою дочь, которую обесчестил и бросил заезжий итальянец. Девица умерла при родах вместе с ребенком, а их крики продолжали звучать в опустевших комнатах особняка...

-2

Если посмотреть на описываемый дом - то не удивительно, откуда на тот момент уже советскому автору пришла в голову такая идея. "Одна из больших улиц Замоскворечья" - это Большая Полянка, а "вычурно-красивый, угрюмо-пёстрый дом" - это здание №45 по этой улице, бывший особняк купцов Новиковых. Собственно, именно его необычный, готический вид сподвиг местных жителей на выдумывание жутких легенд, которые потом и были записаны Вересаевым. Почему легенд?

-3

Во-первых, дом был построен архитектором Сергеем Михайловичем Гончаровым, имевшим свою, вполне престижную, архитектурную мастерскую. Так что вешаться от позора, разорения и срыва сроков строительства он не собирался - что и доказал своей смертью в 1935 году в почтенном возрасте аж 78 лет.

-4

Во-вторых, особняк заказал ему не какой-то "сибирский купец", а два брата, Алексей Васильевич и Вячеслав Васильевич Новиковы, вполне себе прогрессивные почетные граждане города Москвы, не склонные к замуровыванию дочерей в башнях. Тем более, если бы один из них и свершил такое экстравагантное злодейство в духе Эдгара Алана По, то второму бы дикие вопли замурованных барышень явно бы сильно помешали спать и работать.

-5

В-третьих, свой окончательный вид он, скорее всего, приобрел вообще при новой хозяйке, мещанке Клавдии Дмитриевне Свешниковой, которая и добавила фасаду элементы готики в 1915 году, аккурат перед октябрьской революцией.

-6

Что, впрочем, не помешало местным жителям судачить о купце-изверге, Вересаеву - оформить эти домыслы в рассказ, а советской власти - разместить в доме №45 дворец творчества пионеров. Ремонт особняка проводился неоднократно, и естественно, никаких замурованных башен со скелетами обнаружено не было. Что, правда, не мешает продолжать рассказывать о том, как по ночам, когда дом детского творчества пустеет, сторожа слышат призрачный плач матери и ребенка...

О разных жутких легендах российских городов (а также о том, откуда они берутся, почему были популярны и как видоизменились теперь) я, кстати, записал целый подкаст:

-7