Найти тему

На примере старого анекдота - типичная ошибка начинающего инструктора лётного обучения

Есть хороший анекдот из советского прошлого, который, несмотря на свою простоту, передаёт суть педагогики.

Итак, сам анекдот.

В интернат для умственно отсталых детей приезжает комиссия. Первого встречного мальчика они спрашивают:
-Мальчик, как тебя зовут?
-Петя.
-А кем ты хочешь быть, Петя, когда вырастешь?
-Не знаю...
Члены комиссии идут к директору интерната и гневно выговаривают:
-Сейчас, когда все советские дети стремятся быть космонавтами, летчиками, моряками, полярниками ваши дети не знают кем хотят быть.
И уезжают.
Через время та же комиссия, в том же интернате.
-Приведите нам того мальчика.
Когда Петя предстал пред их очи, они спрашивают:
-Ты кем хочешь быть?
-Космонавтом, - бодро отвечает мальчик.
Комиссия довольна, но тут один из членов комиссии спрашивает:
-А как тебя зовут?
-Не знаю... - отвечает будущий космонавт.

Что нас смешит в этом анекдоте, кроме того, что некомпетентные руководители вмешиваются в педагогический процесс?

Естественно, смешным кажется факт, когда учат не тому, что является самым необходимым, а также не учитывают возможности обучаемого.

Это и есть самая частая ошибка молодых инструкторов лётного обучения. На первоначальном этапе инструктор исходит из рассуждения: «Если я это знаю, и я летаю в качестве пилота, то такой же объём знаний должен быть и у моего ученика».

Здесь стоит вспомнить Батера Брэда, который утверждает, что хороший учитель – это тот, кто помнит себя учеником.

Помнить себя учеником – это помнить свои трудности, свои претензии к учителю, свой уровень на разных этапах обучения.

Скажем честно, что не всем это удаётся. Если бы дело обстояло иначе, то мы бы никогда не слышали от учителей упрёков:

-Вот, когда я был на вашем месте…

В любом случае для объяснения процесса передачи знаний привожу такой пример. Допустим, вам нужно наполнить жидкостью сосуд с узким горлышком. Ширина горлышка – это способность ученика воспринимать информацию.

В таком случае понятно, что информация будет передаваться постепенно. И в этом случае важно иметь приоритеты для обеспечения правильного порядка передачи информации.

И самое главное инструктор должен знать, что информация становится знанием, лишь тогда, когда она будет воспринята учеником как необходимая и достоверная и будет систематизирована таким образом, чтобы ею можно было пользоваться.

И если материал начат анекдотом, то и закончить его стоит в таком же ключе.

Законы Батера Брэда о методике лётного обучения
Настоящий инструктор должен обладать пятью качествами.
1. Терпение. Курсант не умеет делать того, что умеешь ты. В противном случае его не надо было бы учить.
2. Терпение. Курсант осваивает программу медленнее, чем предусмотрено программой. Программа написана для среднестатистического курсанта, а ты имеешь дело с конкретным человеком.
3. Терпение. Техника пилотирования курсанта не соответствует твоему представлению об идеальном выполнении полета. Пилотирование — это почерк. Надежным пилот станет только тогда, когда у него будет свой почерк, а не копия твоего.
4. Терпение. Курсант допускает отклонения. Если нет отклонений в процессе обучения, они появятся позже, и курсант может быть не готов к ним.
5. Терпение. Когда за все вышесказанное не предусмотрена благодарность.

и самое главное

Если у твоего курсанта нет прогресса в обучении, подумай, может, это его инструктор не справляется.
Юмор
2,91 млн интересуются