Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Зачем индейцы раскрашивали лица и почему современный макияж служит той же цели

Оглавление

Во множестве статей авторы с умным видом рассуждают, о значении раскраски лиц и тел индейцев. Но практически всегда облекают свое объяснение в расплывчатую форму. Все дело в том, что общего индейского дресс-кода по раскраске никогда не существовало.

В сотнях племен, которые были разбиты на десятки тысяч обособленных сообществ, были собственные традиции и значения цветов и узоров. Поэтому гадать и рассуждать на данную тему бесполезно, если только речь не идет о конкретном племени в конкретный период времени с конкретным указанием значения символов и цветов.

Поэтому давайте обратимся к сугубо конкретному суждению современника о конкретном племени, а точнее даже о трех родственных народностях - гуронах, петунах (табачная нация) и нейтральной нации. Далее будет процитирован отрывок из воспоминаний иезуита отца Франческо Джузеппе Брессани.

Этот человек глубоко мне импонирует за то, что огульно не называет коренных жителей Америки "варварами" и "дикарями". Итак, зачем же индейцы раскрашивали свои тела и лица?

Из Реляции Брессани, 1653 год

...Они раскрашивают свои лица в разных стилях и по разным случаям, а многие и все тело, - некоторые поверхностно и временно, другие навсегда [татуировки - прим. Ф.Д.З.]. Первые раскрашивают себя то в черный, то в красный, то в другие цвета.

Из-за этого кажется будто у одних нарисована борода, другие как-будто носят очки, у некоторых все лицо покрыто полосами разных цветов, а у других только половина, но все они сияют маслом или жиром, на котором замешивают свои краски....

...Черный они обычно соскребают с днища котлов, другие цвета берутся из разной земли [минералов. прим. Ф.Д.З.], например из озер, или происходят от определенных корней, которые дают очень красивый алый цвет [возможно Сангвинария канадская прим. Ф.Д.З.].

Причины, по которым они разрисовывают себя, особенно для временной цели, совсем не варварские. Эта Разрисовка служит им зимой как маска от холода и льда, на войне она не дает показывать предательский, внутренний страх на лице, делает его еще более ужасным для врага и скрывает крайности юности или старости, которые могут воодушевить противника на схватку.

Раскраска служит украшением для участия в народных застольях и собраниях. Они также раскрашивают пленных, обреченных на сожжение, как жертву, посвященную Богу войны, и украшают их так, как и наши древние украшали своих. То же самое они делают и со своими мертвыми по тем же причинам, по которым мы украшаем своих...

Вывод

Мне очень нравится вывод Брессани о сугубо практичном применении раскраски лица, чтобы скрыть свой возраст и не дать, таким образом, врагу вычленить слабых бойцов. Нечто подобное, но только с другим знаком, делают современные женщины девушки,нанося "боевую раскраску" на свои лица. Они тоже скрывают свой возраст и дефекты кожи и лица, но не чтобы напугать, а чтобы обратить на себя внимание.

Ты, будешь красивым! А ты напугаешь врага!. Автор  Ф.Д.З.
Ты, будешь красивым! А ты напугаешь врага!. Автор Ф.Д.З.

Что касается значения цветов и орнаментов, которые наносили на лица и тело, данный источник ни как их не интерпретирует и не расшифровывает. Можно только догадываться, например, почему одни красили все лицо полосами, а другие только половину.

По цветам в их военном значении кое что известно из других источников. Например, черный цвет для индейцев северо-востока Северной Америки это цвет вражды и смерти. В черный раскрашивали пленников, которых собирались сжечь на костре. Черным (темно-пурпурным) был основной фон на поясах-вампумах, которые призывали или напоминали о былой или настоящей вражде.

Наверное, вам будет не безынтересно, как реагировала кожа туземцев на такую раскраску, Брессани вспоминает, что...

Их прикосновение и кожа очень нежные, эта чувствительность, возможно, усиливается мазями, обычно используемыми среди них, как в древности у язычников [11, т. Е. 13] и у евреев. Когда у них есть возможность, то они смазывают все тело и особенно волосы, по разным и самым веским причинам.

По мимо мази для ухода за кожей и волосами, чей состав нам уже никогда не узнать, гуроны периодически очищали поры, когда мылись в индейской "бане"...

Они принимают горячие ванны, но очень по варварски. Для этого они кладут раскаленные докрасна большие камни в маленькую хижину, где собираются по 15 или 20 человек и сидят, как обезьяны, тесно соприкасаясь друг с другом и остаются там в течение нескольких часов, - моясь сам собой, во время яростного пения, до чрезмерной потливости.
Выйдя оттуда, даже в начале зимы они ныряют в какое-нибудь полузамерзшее озеро или реку, откуда, хотя это кажется необъяснимым, они возвращаются без всяких вредных последствий. Они делают это из суеверий, ради чистоты, здоровья и удовольствия,, так они освежают и бодрят себя в разгар долгих путешествий и избавляются от усталости по возвращении.
Вигвам для потения, используемый в наши дни индейцами племени микмак в своих церемониях
Вигвам для потения, используемый в наши дни индейцами племени микмак в своих церемониях

Источник - Франческо Джузеппе Брессани «Breve Relatione», 1653 год

Краткая биографическая справка. Франческо Джузеппе Брессани, г.р. 1612, Рим. Обучался в семинарии ордена иезуитов. В 1636 годе служил в Париже, 1641 году в Дьепе. В 1642 году работал миссионером среди алгонкинов в Канаде, в 1644 году отправился к гуронам, схвачен ирокезами и предан пыткам, выкуплен голландцами. С 1645 по 1650 год снова работает среди гуронов до их разгрома ирокезами. В 1651 году вернулся в Италию, где закончил и издал свои Реляции о Канаде.