Думаю, что у всех людей, выросших в Советском Союзе или постсоветской России, отложились в памяти яркие и необычные мозаики, украшавшие стены советских построек 1960-1980-х годов (чаще всего общественного назначения). У многих (а в том числе и у меня) такие мозаичные панно вызывают острую ассоциацию с детством, у других людей, более старшего поколения, воспоминания о молодости. Так или иначе, модернистские мозаики стали полноценной частью русской культуры, которую все мы любим и которой мы можем гордиться.
В некоторых городах России вроде Петербурга и Москвы такие мозаики остаются совершенно незамеченными - когда в твоём городе есть произведения искусства вроде Спаса-на-Крови или дома Перцовой, до модернистских украшениях утилитарных построек времён СССР тебе просто нет дела. Другое дело провинция: в маленьких городах на постсоветском пространстве такие мозаики зачастую являются чуть ли не единственным украшением города, той самой достопримечательностью, которую не стыдно показать случайно заехавшему в этот городок туристу.
Сегодня я хочу поделиться с вами своей, не побоюсь этого слова, коллекцией: эти советские панно я открыл для себя во время своих путешествий по России. Очень надеюсь, что она придётся вам по вкусу! Все фотографии в статье моего авторства!
Конкретно сегодня мы рассмотрим мозаики, найденные мною в Санкт-Петербурге, Казани, Великом Новгороде и Пятигорске. В будущем я буду делать подборки и из других городов нашей страны - по мере их посещения.
Мозаика "Человек и звёзды" на брандмауэре жилого дома на Боткинской улице
Город: Санкт-Петербург
Адрес: Боткинская улица, д. 1
Дата создания: 1967 год
Начну свой рассказ с Петербурга - я представлю вашему вниманию три мои любимые мозаики советского периода в Северной столице! И первая из этих мозаик располагается на глухой стене - брандмауэре, что символично: брандмауэр, конечно, не чисто петербургская фишка, однако у многих подобные стены без окон ассоциируются именно с городом на Неве!
Данная мозаика расположилась на стене жилого дома, построенного в 1908 году для нужд служащих Финляндской железной дороги. Другими словами, это здание было своеобразным жилмассивом своего времени - относительно простое и доступное жильё для рабочих определённой фирмы.
С эстетической точки зрения, здание выглядит прекрасно - пускай на его фасаде нет особых украшений, однако общая композиция дома, а также игра материалов на его фасаде, делает это здание настоящим памятником архитектуры!
Однако долгие годы западная стена здания пустовала: по технике пожарной безопасности боковая стена была сделана глухой - с расчётом на то, что в дальнейшем к зданию пристроят другой дом. Однако нового дома здесь не появилось, а в 1962 году сбоку от дома был открыт второй вестибюль станции метро "Площадь Ленина". Стену было необходимо украсить!
Автором мозаики, подарившей скучному брандмауэру новую жизнь, стала мозаичист Валентина Акимова Анопова - она использовала пустую стену в качестве холста, нанеся на неё целую мозаичную группу, получившую название "Человек и космос"!
В верхней части мозаики располагается космонавт - его образ сугубо символичен, ибо он летит по просторам космоса без летательного аппарата словно рыба в воде, что является очевидным символом прогресса - в будущем космос станет для человека естественной средой обитания!
Ниже находится более сложная композиция: здесь изображены символы знаков зодиака, сложенные из разрозненных мозаичных пластов, сквозь которые пробивается фактура голой кирпичной стены. Подобный контраст выглядит очень интересно!
"Хирурги" на Медицинском колледже имени Бехтерева
Город: Санкт-Петербург
Адрес: Ленинский проспект, 149
Дата создания: 1978 год
Более поздняя и при этом гораздо менее известная работа спрятана на юге города - во дворах на Ленинском проспекте, около площади Конституции. И если предыдущая мозаика являлась просто декоративным украшением, то мозаика на медицинском колледже имени Бехтерева идеально сочетается с основным назначением здания!
Мозаика "Хирурги" была создана в 1978 году мозаичистом Валерием Табулинским на стене новопостроенного корпуса мединского колледжа.
Символизм данной мозаики очевиден: в центральной части расположен древнегреческий бог медицины Асклепий, который передаёт медицинские знания врачу через науку, которую здесь символизирует раскрытая книжка. А по бокам от этой символичной и мифологической композиции размещены различные сюжеты, отражающие быт современных врачей.
В верхней части мозаики находятся хирурги, которые, по всей видимости, готовятся к операции: ассистент придерживает ткань, из которой врач достаёт медицинские инструменты. Обратите внимание на эклектичность композиции: на одной картине изображён мифический Асклепий, и тут же мы видим хирургические щипцы, возвращающие нас в реальный мир!
А чуть ниже находятся медсёстры, однако их дело мы не можем определить до конца - в этом месте мозаика обрывается, и наружу проглядываются холодные прутья арматуры. Увы, мозаика находится не в лучшем состоянии, и, по всей видимости, с 1978 года её никто так и не реставрировал - и очень зря, ведь это произведение заслуживает должного ухода!
К слову, забавен контраст здания колледжа с размещённой на нём мозаикой: само по себе здание скучное, серое и типовое, тогда как мозаика на его фасаде уникальна - она превращает эту, казалось бы, обыденную постройку на окраине города в полноценную достопримечательность и, можно даже сказать, ценный арт-объект!
"Распад клетки" на НИИ Цитологии
Город: Санкт-Петербург
Адрес: Тихорецкий проспект, 4
Дата создания: 1985 год
Ну и моя любимая мозаика - "Распад клетки", помещённая на боковой фасад здания НИИ Цитологии в районе Сосновки. Эта мозаика - идеальный пример позднесоветского искусства, в котором реализм окончательно сменился символизмом, граничащим с постмодернизмом!
Основная идея этой мозаики - распад клетки, отражённый здесь в виде расколотого ядра, от которого во всё стороны бурным потоком расходится мироздание, выраженное в символичных рисунках, дополненных эклектично разбросанными по стене деталях из бронзы.
На рисунках изображены разные виды живого на планете Земля: растения, представители водного мира, а также два профиля - мужчины и женщины, отражающих венец эволюции - человека разумного!
Что касается бронзовых деталей, то тут всё немного сложнее: они действительно очень хаотичны - они словно вырастают из плоского рисунка, высовываясь из него лишь частью своей фигуры.
Подобный приём передаёт процесс движения эволюции - словно перед нами зарождаются новые виды, постепенно "вылезая" из единой клетки!
Весь этот символизм сводится к тому, что клетка - это начало любого организма, это та самая составляющая, из которой собран и человек, и животное, и растение. Именно поэтому фигуры на панно растут из клетки - всё это удивительный символизм, распознать который с первого взгляда точно не получится!
И всё это буйство идей отсылает нас к назначению здания, на фасаде которого изображена данная мозаика - институт цитологии (цитология - наука о клетке)!
Дом-тюбетейка в Казани
Город: Казань
Адрес: Улица Декабристов, 133
Дата постройки: 1978 год
Из Санкт-Петербурга мы переносимся в столицу Татарстана - Казань. И, разумеется, в этом городе, буквально пропитанном любовью к своей национальной культуре, мы обнаруживаем мозаику, не просто выполненную в национальном стиле, но буквально изображающую один из самых узнаваемых символов Татарстана - национальный головной убор татар тюбетейку!
На самом деле, эффект пародии на тюбетейку создаёт форма здания, тогда как мозаика куда глубже с точки зрения искусства: из неё составлен национальный узор татар, который мог быть использован и на любом другом здании, не потеряв от этого своей ценности! Однако на цилиндрической постройке-тюбетейке он смотрится особенно хорошо!
Хочется также отметить, что изначально это здание представляло собой дом быта, внутри которого располагался производственный цех по пошиву национальной одежды и обуви. Другими словами, мозаика не просто играет роль местного символа - она также передаёт основное назначение здания, которое позднее было утрачено, и дом-тюбетейка превратился в обычный торговый центр.
Ещё прошу заметить, что помимо всего прочего, данная мозаика ещё и служит прекрасным примером того, что советская фасадная живопись могла отражать не только культуру самого СССР, но ещё и передавать местную культуру и колорит отдельно взятого региона!
Мозаика на фасаде бывшего НЗЛК
Город: Великий Новгород
Адрес: улица Федоровский ручей, д. 2/13
Дата постройки: 1959 год
Из Татарстана переносимся в Великий Новгород - город, который тоже насквозь пропитан местным колоритом: будучи одним из старейших городов России, Великий Новгород хранит в себе огромное количество ценнейших памятников древнерусского зодчества! А потому и мозаики на нём ожидаешь видеть в исконно русском стиле - ан нет, они тут такие не все! И самый яркий пример тому - мозаика на фасаде бывшего завода полупроводниковых приборов "НЗЛК".
На фасаде промышленного предприятия красуется футуристичная картина: в левой части картины расположен красногвардеец, держащий в руках знамя - с другой стороны от него находится рабочий. А между ними красуется космонавт в скафандре!
Подобная картина вызывает у зрителя лёгкую улыбку, ведь на мозаике местный автор попытался сочетать несочетаемое! Однако символизм в этой картине считать всё же можно: гвардеец символизирует основателя СССР - человека, сражавшегося за власть народа. Рабочий, в свою очередь, играет роль "настоящего" - советского трудового народа, строящего коммунизм. Ну а космонавт это очевидное будущее, к которому стремится любой гражданин СССР.
Очень пафосная мозаика, отражающая стремления людей тех лет. К слову, сложно сказать, когда именно эта мозаика появилась на фасаде завода - само предприятие было построено в 1959 году, однако меня смущает образ космонавта в скафандре, который в Советском Союзе стал массово появляться лишь после полёта в космос Юрия Гагарина, который случился лишь два года спустя.
Мозаика гостиницы "Интурист"
Город: Великий Новгород
Адрес: улица Великая, д. 16
Дата постройки: 1979 год
Но есть в Новгороде и более традиционные мозаики, передающие особенности именно русской, а не сугубо советской культуры. И находится эта мозаика, как ни странно, на фасаде гостиницы, предназначенной для иностранных туристов - скорее всего, в этом и заключается её основная идея: иностранный гость с самого входа в гостиницу проникается русской культурой - и это он ещё не знает, какое обилие русской культуры ожидает его уже после заселения, когда он пойдёт прогуляться по древним улочкам Новгорода...
Детально описывать данную мозаику не вижу смысла: она составлена из разных традиционных русских символов с модернистской примесью. И на самом деле, эта картина выглядит очень современно - в отличии от некоторых других советских мозаик, эта совершенно не потеряла своей актуальности и идеально прошла проверку временем!
Новый дом быта
Город: Пятигорск
Адрес: проспект Кирова, д. 47
Дата постройки: 1981 год
В качестве финальной мозаики в рамках данной статьи я расскажу о мозаике в Пятигорске - она находится на центральном проспекте города, на обширной стене, обрамляющей входную группу в местный дом быта. Подобный приём мозаики во всю стену встречается и в некоторых других модернистских постройках на Кавказе - чаще всего у санаториев.
И вот эта мозаика наиболее близка к моим детским воспоминаниям - отлично помню, что подобное панно когда-то украшало дворец спорта в городе Рубежное, в котором я неоднократно бывал в детстве. Да и в Петербурге я встречал похожие мозаики: без определённого сюжета - просто набор узнаваемых символов, представленный в своеобразной манере (я бы назвал подобный стиль кубизмом).
Ну и тематика здоровья и спорта здесь тоже соблюдена (вообще композиция картины отдаёт по своему настроению олимпиадой, хотя здание было построено уже после неё, да и Пятигорск не имел к ней особого отношения) - как-никак здравница Советского Союза!
Заключение
Разумеется, я рассказал не про все интересные советские мозаики: в городах России запрятано ещё много произведений искусства тех времён! И в дальнейшем я планирую пополнять свою коллекцию фотографий мозаик из тех городов, в которых я пока что ещё не бывал.
Быть может, это станет традицией моего канала - раз в год выпускать новую публикацию о советских мозаиках! Но а пока ограничимся тем, что было представлено в рамках данной статьи.
Спасибо за внимание и до новых встреч!