Среди долго обходимых достойными экранизациями фантастических саг эта — явно в первой тройке (наравне с «дюниверсом» Фрэнка Герберта и Амбером Желязны).
Естественно, речь о культовой тетралогии Дэна Симмонса «Песни Гипериона». Пачка литературных наград, включая главные («Хьюго» и «Локус») плюс роскошное поэтическое и интеллектуальное высказывание о боли / красоте жизни, которое писатель ради продаваемости уложил в эффектную обёртку космической оперы.
Попробуем кратко рассказать о том, за что эти книги полюбил читатель и насколько мощный потенциал может быть у их сериальной адаптации.
Мы уже делали материал о том, как талантливые писатели «воруют» идеи. Первая книга данного цикла тоже сделана по модели другого классического произведения. А именно — «Кентерберийских рассказов» Джефри Чосера, которые, к слову, легли в основу литературного английского языка наравне с более поздним Шекпиром.
И там и там мы имеем дело с «шкатулочным повествованием», когда несколько сюжетов как в матрёшку уложили в ещё одну историю. У Чосера несколько паломников на привале травят байки. У Симмондса то же самое перенесено в далекое будущее, и паломники, соответственно, космические.
В мире, о котором идёт речь, близится закат человеческой Гегемонии, которая включает две сотни обитаемых планет, объединенных миллионами телепортов в Великую Сеть.
Мир людей состоит в непростых отношениях с цивилизацией роботов ТехноКором («Техно-Центром» в ряде переводов). А ещё там есть генномодифицированные Бродяги, которые могут жить в открытом космосе на периферии системы, непрерывно воюя с Гегемонией.
Среди людей распространена религия Последнего Искупления, в рамках которой люди поклоняются Шрайку (назван по имени реальной птички-сорокопута, славной тем, что брутально накалывает ещё живые жертвы на шипы кустарников). Это таинственный полуробот из далёкого будущего, который движется обратно по стреле времени (именно так, как показано в фильме Нолана).
Шрайк-Сорокопут охраняет священное место на планете Гиперион, которое как и он движется из будущего в прошлое. Накануне массированного вторжения туда Бродяг несколько специально выбранных людьми паломников согласились пожертвовать свои жизни Шрайку, чтобы желание одного из них было воплощено загадочным сверхсуществом. Такова в общих чертах фабула первого тома саги.
Кого из паломников монстр пощадил и что было дальше, мы вам рассказывать не будем, чтобы не портить удовольствие от чтения.
Теперь несколько слов о том, почему любителю фантастики стоит познакомиться с этим миром.
Ответ прост: это красивая, удивительно поэтичная история, в которой есть корабли, плывущие в мире травы, река, текущая через порталы во всех двух сотнях миров Гегемона и другие красоты. Действие цикла разворачивается в мире, который в некотором смысле продуман не хуже толкиеновской Арды. Симмонс, конечно, не придумывал искусственные языки и сотни родословных.
Однако это с лихвой компенсировано макиавелиевскими интригами (зачем люди сразу же вспоминают «Песнь Льда и Пламени»?), обилием мозговыносящих технологий (здесь реализованы все мыслимые формы бессмертия: цифровое, энергетическое и пачка не менее экзотических), а также оригинальной политической картой, о которой немножко уже сказано выше.
Кстати, помимо трех главных сторон конфликта есть ещё загадочные ребята из параллельной гипервселенной, а также куча планет, где живут потомки арабов и евреев, буддистов, испанцев, русских и много ещё кого.
Короче, если вы любитель надолго погружаться в чтение и проникаться колоритными вымышленными мирами в духе «Звёздных войн», но только для взрослых, с наукой и без «пиу-пиу» в вакууме — тогда эти четыре романа и один рассказ написаны специально для вас. Проявите совсем немного терпения и они вас щедро вознаградят.
Напоследок несколько слов о попытках экранных воплощений Симмонса.
В 2009 году планировалась адаптировать одним фильмом сразу две первых книги «Песней Гипериона, но тогда ничего не вышло (смотрите экранизацию «Тёмной башни» чтобы убедиться — это было к лучшему). Ещё один проект (уже в формате сериала) запускали в 2014 году, однако и он увяз в производственном аду.
Тут надо понимать, что тогда время массового производства дорогущих сериалов ещё не пришло и преодолевать скепсис по поводу финансовых перспектив подобных начинаний было гораздо труднее.
Однако в эпоху, когда в работе находятся одновременно (загибайте пальцы) приквелы «Игры престолов» и «Властелина Колец», адаптации «Основания» («Академии») Азимова, «Ведьмака» Сапковского, «Дюны» Герберта, «Тёмных начал» Пулмана, «Путеводителя по Галактике» Адамса, мира Гришей Ли Бардуго и нескольких циклов поменьше, шанс на достойное визуальное осмысление великого творения Симмонса уже никак не назовёшь нулевым.
Спасибо, что добрались до конца, друзья! Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и расскажите в комментариях, какие еще обзоры литературных вселенных вы хотите видеть в своей ленте.
Дополнительное чтение: