Просветительница Грузии подарила Кавказу самое популярное женское имя. Но его корни уходят в бесконечную глубину веков. Возможно, это древнейшее женское имя в православных святцах. Оно напоминает о старейшей цивилизации Месопотамии — шумерской.
Именно так обращались шумеры к своим богиням, ведь Нина значит «госпожа» или «владычица». На самом деле множество богинь и даже богов шумеров носили имена, в которых легко выделить Нину.
Например, Нинлиль — владычица воздуха — жена Энлиля, бога ветра. Одни поэмы рассказывают, что бог ветра принудил красавицу стать его женой, другие, что она по доброй воле стала его супругой. Так или иначе у божественных супругов появилось на свет четверо сыновей, в том числе лунное божество Нанну и Нергал, бог войны и ужаса.
Или Нингаль, супруга уже самого Нанны, чье имя означает «великая госпожа».
Ее особенно почитали в древнейшем Уре и Харране. Богиня, как и ее жрицы, отвечала за толкование сновидений.
А богиня города Ку Нинсун благоволила пастухам, неудивительно, что ее имя значит «хозяйка диких коров». Впрочем, гораздо больше она была известна как мать Гильгамеша, величайшего героя Междуречья, правителя великолепного Урука.
Но у Нинсун была еще более древняя предшественница — Ки или Нинмах («великая госпожа»), богиня земли, прародительница всего сущего, мать царей и богов.
Позже всех этих богинь затмила и в значительной мере заменила Инанна или точнее — Нин-анна то есть царица неба, дочь Нингаль и Нанны.
Аккадцы называли ее Иштар, семиты — Ашторет, а финикийцы — Астарта.
Богиня красоты и любви, войны и победы, плодородия и правосудия, и еще множества прекрасных и грозных явлений. Ее сияние озаряло мир на рассвете — она была богиней Венеры, утренней звезды. Ее символом считался тростник, а голову венчала солнечная корона.
Если у Афродиты был только чудесный пояс красоты, то Инанна была обладательницей семи волшебных аксессуаров, которые придавали ей непреодолимое очарование. Она носила ожерелье из лазурита, золотые браслеты и подвеску, ленту «Прелесть чела», сеть с забавным названием «Ко мне, мужчины, ко мне», повязку владычиц, а также таинственные знаки власти.
На руку и сердце красавицы претендовали бог-пастух Думузи и бог-земледелец Энкимду. Думузи грамотно обрисовал преимущества жизни с ним, предложив богине овечье молоко и лучший сыр вместо ячменного пива, бобов и хлеба своего соперника. Видимо, Инанна предпочитала молочную диету, потому что выбрала Думузи.
Но центральное событие в жизни Инанны — ее нисхождение в загробный мир, которое подробно описывается в одноименной поэме.
Очаровательная богиня пришла с визитом к своей сестре Эрешкигаль, повелительнице подземного мира. Как Инанна воплощала весну, так ее старшая сестра — зиму. Теплой встречи не получилось.
Инанна объяснила, что хочет провести жертвоприношение в честь мужа сестры, бога Нергала. Но Эрешкигаль ей почему-то не поверила. Страж загробного мира Нети провел ее через семь врат, где у богини последовательно отняли ее волшебные аксессуары. В итоге Инанна осталась беззащитной перед гневом сестры и была убита. Пока бездыханная богиня находилась в плену у сестры, на земле начался голод и мор, а женщины больше не могли рожать — подобный кризис известен нам из мифа о Деметре и Персефоне.
Тогда мудрый бог Энки (или Эа), властитель пресных вод и творец реки Тигр, защитник людей, вмешался в ситуацию. Эрешкигаль как раз пожалела, что неосторожно расправилась с сестрой, так как и сама теперь не могла родить.
Энки слепил из грязи парочку демонов, могильщика и шута, которых и направил к богине подземного мира. Демоны смогли облегчить муки Эрешкигаль и в благодарность попросили вернуть Инанну к жизни и вообще на землю.
Грозная богиня согласилась, но потребовала, чтобы кто-то занял место сестры в подземном мире, ведь ее царство — это страна без возврата.
Красавица пообещала найти замену. Вернувшись домой, она обнаружила, что ее муж совсем не грустил без нее, а наоборот, бурно отдыхал от семейной жизни. Рассерженная богиня немедленно отправила его к сестре вместо себя, чтобы подумал над своим поведением — благо, у него впереди вечность.
Однако сестра Думузи Гештинанна, которую некоторые поэмы называют дочерью Энки и Нинмах, вступилась за непутевого брата. Она разделила с ним заточение в загробном мире, так что каждый проводил там по половине года. Когда исправившийся Думузи возвращался к Инанне, на земле наступала весна.
Шумеры раз в году устраивали церемонию священного брака между правителем каждого города и местной верховной жрицей Инанны, чтобы обеспечить стране обильный урожай и процветание.
Кстати, в интерпретации аккадцев, Иштар сама спровоцировала неадекватную реакцию сестры.
Так как пообещала разнести врата подземного царства и освободить мертвецов, чтобы натравить их на живых, если Эрешкигаль ее не впустит.
Это древнейшее описание зомби-апокалипсиса в художественной литературе — за пять тысяч лет до Голливуда.
В поэме о Гильгамеше Иштар сама предлагает себя в жены герою, но он отказывается, объясняя, что богиня не будет хранить ему верность. Он припоминает всех преданных ею любовников — не только Думузи, но и, например, садовника Ишуллану, превращенного Иштар в паука, а также прочих неудачливых кавалеров. Обиженная красавица отправляется на небо, где требует от отца (здесь это бог Ану) послать на землю небесного быка, чтобы наказать всех. При этом строптивая дочка снова угрожает поднять прожорливых покойников.
Отец соглашается в обмен на семь лет изобилия для Урука. Громадный бык выпивает Евфрат и всячески безобразничает, но Гильгамеш и его друг Энкиду убивают его и приносят в жертву богу солнца Шамашу. Иштар осыпает проклятиями героев, за что те запускают в нее бычьей ногой. Позже богиня оплакивает смерть питомца.
Впрочем, иногда Иштар выступает и в положительной роли. Например, в сказании о Саргоне Иштар возвышает до царя простого садовника, который основывает Аккадское царство.
Нетрудно заметить, что в целом возвышенная Инанна у аккадцев превратилась в более противоречивую Иштар, которую обожали и боялись одинаково сильно. На репутацию богини повлиял и тот факт, что она покровительствовала куртизанкам.
В качестве Астарты она стала главной богиней финикийцев, которые представляли ее женщиной в рогатом головном уборе.
Он символизировал полумесяц и связь богини не только с Венерой, но и с Луной. Здесь Астарта не только верная жена Таммуза (все тот же Думузи), которая горько скорбит о его потере, но и одновременно его мать.
Утренняя и вечерняя звезда указывала финикийцам путь в бурном море. Ее фигура украшала носы кораблей. Неудивительно, что народ пиратов, мореходов и торговцев был глубоко предан своей богине.
Сирийцы видели Астарту сияющей богиней с факелом и жезлом в виде египетского креста анкх (с петлей). Библейские пророки яростно обличали соотечественников, поклонявшихся Ашторет, переняв ее культ от соседей. Некоторые даже считали ее женой Яхве.
Своенравная Инанна обладает двойственностью подобно всем древнейшим божествам, когда мир вызывал восхищение и ужас у людей. Но вместе с тем Инанна мало чем отличается от земной женщины, обладая и ее силой, и ее слабостью.
Тайна имени: Полина