25,1K подписчиков

Как Россия вышла на второе место в мировом судостроении

1,1K прочитали
Постройка рыбопромыслового судна / Фото: Судострой
Постройка рыбопромыслового судна / Фото: Судострой

На минувшей неделе появилась крайне интересная новость: Россия впервые вышла на второе место в мировом судостроении, опередив Китай и уступив лишь Южной Корее. Кто-то даже поспешил приписать успех Объединённой судостроительной корпорации (ОСК). Информация, безусловно, позитивная, и случившееся – большое достижение российский корабелов, однако для полного понимания картины желательно знать и дополнительные данные.

На второе место в мировом судостроении наша страна взлетела благодаря ежеквартальному рейтингу британского исследовательского агентства Clarksons Research. Основные итоги исследования опубликовало 6 октября корейское информационное агентство Yonhap.

Итак, что же подсчитали британские аналитики? Исследователи суммировали компенсированный валовый регистровый тоннаж (CGT). Этот показатель, введённый Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в 2007 году, учитывает не только вместимость судна, но и сложность его постройки.

При этом традиционно считались новые заказы, контракты на которые были заключены в третьем квартале 2020 года. На первом месте оказалась Южная Корея с показателем 1,42 млн CGT, на втором – Россия с 0,86 млн CGT, на третьем – Китай с 0,83 млн CGT. Обычно за первое место спорили Китай и Южная Корея, на третьем месте была Япония. Появление в тройке России не может не радовать.

Новые заказы в III квартале 2020 года (тыс. CGT). Источник данных: Yonhap, Clarksons
Новые заказы в III квартале 2020 года (тыс. CGT). Источник данных: Yonhap, Clarksons

При этом нужно понимать, что в мировом масштабе наблюдается значительное сокращение объема новых заказов. Так, за девять месяцев 2020 года новый скомпенсированный валовый тоннаж составил 9,75 млн CGT, что на 51% меньше показателя за аналогичный период прошлого года (20,03 млн CGT).

Если взглянуть на рейтинг по новым заказам за девять месяцев текущего года, то здесь картина будет выглядеть следующим образом. На первом месте расположились китайские корабелы, заключившие контракты на суда валовым тоннажем 4,84 млн CGT (233 судна), на втором – коллеги из Южной Кореи с 2,62 млн CGT (81 судно), на третьем – россияне с 0,93 млн CGT (21 судно), на четвёртом – японцы с 0,85 млн CGT (57 судов).

Как видно, по тоннажу судостроители из России обошли коллег из Страны восходящего солнца, причём за счёт третьего квартала, однако по количеству заказанных судов, Япония будет впереди России.

Новые заказы за девять месяцев 2020 года (CGT). Источник данных: Yonhap, Clarksons
Новые заказы за девять месяцев 2020 года (CGT). Источник данных: Yonhap, Clarksons

Ещё раз, приведённые выше данные относятся к числу новых заказов. Если же взглянуть на заказы в работе (backlogs), то в сентябре 2020 года на всех мировых верфях строились суда общим тоннажем 68,06 млн CGT. Цифра внушительная, но нужно смотреть динамику, а она отрицательная.

Ещё в январе 2020 года показатель составлял 80,8 млн CGT. Что касается разбивки по странам, то в сентябре больше всего работали на #верфях Китая (24,65 млн CGT), затем в Южной Корее (18,42 млн CGT) и в Японии (9,05 млн CGT).

Строящиеся заказы в сентябре 2020 года (CGT). Источник данных: Yonhap, Clarksons
Строящиеся заказы в сентябре 2020 года (CGT). Источник данных: Yonhap, Clarksons

Но вернёмся к России. Откуда взялся выдающийся показатель за третий квартал 2020 года? Судя по тому, что за девять месяцев 0,93 млн CGT обеспечило 21 судно, речь идёт о крупнотоннажном судостроении, а в нашей стране на этом специализируется дальневосточный судостроительный комплекс "Звезда". Пока ещё ни одного судна корабелы из Большого Камня не сдали, однако уже сформировали более чем солидный портфель заказов.

Так, в сентябре верфь "Звезда" оформила контрактами постройку очередных танкеров-газовозов для проекта "Арктик СПГ 2". Одно такое судно, согласно данным ОЭСР, может давать до 90 тыс. CGT. Скорее всего, этим и объясняется попадание на второе место.

Модель строительства газовозов на верфи "Звезда" / Фото: Судострой
Модель строительства газовозов на верфи "Звезда" / Фото: Судострой

Выводы получается следующие. Во-первых, по итогам квартала в судостроительном мире Россия, действительно, вторая, но только по числу новых, а не сданных заказов. Во-вторых, для попадания в топ нужно иметь крупнотоннажное #судостроение. Если развитие "Звезды" пойдёт по запланированному сценарию, то Россия сможет закрепиться в мировых рейтингах.