Найти тему
Black Science

Огромный, советский, непригодившийся, с трагической судьбой

Оглавление

С таким заголовком может быть примерно с десяток постов про амбициозные вундервафли позднего СССР. Огромный экраноплан «Каспийский монстр». Огромный атомный разведывательный корабль ССВ-33 «Урал». Да ракета «Энергия» и «Буран», что уж там, самый знаменитый пример.

Но об этом в другой раз. Сегодня вечером давайте погрузимся в прошлое поглубже. На 80-90 лет назад. В гости к советским дирижаблям.

Встречайте: СССР-В6 «Осоавиахим» (в честь предшественника ДОСААФа). Фото с сайта http:/авиару.рф
Встречайте: СССР-В6 «Осоавиахим» (в честь предшественника ДОСААФа). Фото с сайта http:/авиару.рф

Есть кто из Долгопрудного? Я просто тут узнал, что ваш город первые 2 года своего существования натурально назывался Дирижаблестрой.

Сколько же в этом факте тонн ретрофутуристичного советского дизельпанка!

В городе до сих пор есть улица Дирижабельная, на которой
стоит циклопических габаритов эллинг, в котором 90 лет назад строили полужесткие советские небесные корабли. (Там самое место техно-рейвы проводить, только представьте)

Вот так вот буднично стоит. Фото с сайта https://photos.wikimapia.org/
Вот так вот буднично стоит. Фото с сайта https://photos.wikimapia.org/

Полужесткий дирижабль, это не как огромные «цеппелины» за 200 метров длиной. У них не вся «сигара» аэростата состоит из металлических колец. А есть только несколько жестких направляющих, а по большей части он держит классическую форму дирижабля за счет внутреннего давления.

Вроде бы, хоть и могу соврать, в этом «ангаре» даже остались детали эллинга, который закупили ещё в имперские времена в Германии, но тогда дело не дошло до производства.

А в 31-м его собрали недалеко от Москвы, где ещё тогда не было никакого Долгопрудного, а только дачи. Советская власть не смогла выписать самого известного дирижаблеконструктора Графа Цеппелина (потому что он к тому времени давно почил и знаменитых гигантов делали уже его последователи), поэтому пригласила второго — итальянского полярника, генерала и конструктора Умберто Нобиле.

Как сказал бы один болезненный блогер: «Дирижабли крутые». Фото с сайта https://premier.region35.ru/
Как сказал бы один болезненный блогер: «Дирижабли крутые». Фото с сайта https://premier.region35.ru/

Нобиле как раз топил за полужесткую схему супротив жесткой (как показала практика, он был прав и нынешние немногочисленные дирижабли в основном таковы). Выбор такого «тьютора» советским начальством был справедлив: Нобиле на своих дирижаблях дважды достигал Северного полюса, а Союз, как вы понимаете, в основном, страна вполне арктическая.

(Хотя второй полет был трагичен: дирижабль рухнул, часть команды погибла, погиб в попытке спасти оставшихся Амундсен. Посмотрите об этом фильм гениального Калатозова «Красная палатка». Амундсена, кстати, играет Шон Коннери)

Шон на Руаля похож не сильно, но норвежца логично играть шотландцу. Кадр из фильма
Шон на Руаля похож не сильно, но норвежца логично играть шотландцу. Кадр из фильма

Под руководством Умберто было произведено несколько красавцев. Нас, конечно же, интересует самый большой из них. Фото которого вы уже вовсю видели в посте.

104,5 огненных (я намекаю на водород) метров в длину, 6 этажей в диаметре и примерно 9 жигулей веса полезной нагрузки. На тот момент «товарищ» поставил рекорд беспосадочного полета, накружив над европейской частью России более 6 суток.

Как и большая часть старинных дирижаблей «Осоавиахим» ждала трагическая судьба. В 38-м экипаж буквально бросился спасать застрявших на льдине в Ледовитом океане полярников Папанина, но врезался в гору на Кольском полуострове, необозначенную на карте. Большинство погибло.

Но в Арктике B6 бывал до этого. Фото с сайта https://www.rgo.ru/
Но в Арктике B6 бывал до этого. Фото с сайта https://www.rgo.ru/

Что хотелось бы сказать в конце. Большинство трагедий эпохи дирижаблей кажутся дурацкими в наше время. Загорелся водород? Какой водород вообще, когда есть гелий. Обледенела поверхность? Ну у нас сейчас подогрев лобовухи и руля почти в каждой тачке. Заблудился при плохой видимости? Ну так есть глонас или жипиэс на худой конец.

Почему же красавцы не возвращаются в небо? Дело в земле. Да, их просто негде парковать. На улице под открытым небом нельзя: ветром обстучит о поверхность и поломает. Нужен ангар. А жители окрестностей улицы Дирижабельная города Долгопрудный подтвердят, что эллинг для дирижабля — это не хрен собачий. «Гараж» дороже «машины» получается.

Подписывайтесь на канал!

Читайте канал в телеграм t.me/black_sci и другие посты:

Как же романтично... Фото с сайта https://rg.ru/
Как же романтично... Фото с сайта https://rg.ru/