Найти тему
Темный политик

Кому и зачем нужна религия в политике?

«Все религии были придуманы людьми...» (с) Наполеон Бонапарт

Вопрос в том, можем ли мы доверять этим людям? Об этом великий француз умолчал. Хотя сам делал ставку уже скорее не на религию, а на идеологию. Религия была лишь одним из инструментов.

Дальше все пошло еще веселее. Религия будто бы эволюционировала в идеологию. Раньше люди верили жрецам и папам — стали верить вождям от политики. Они обещали построить «светлое будущее» самыми разными путями и способами.

И не надо ждать «царства небесного», да и погрешить можно вволю, если это не противоречит законам, хехе)

Коронация Наполеона, Жак-Луи Давид, 1805—1808
Коронация Наполеона, Жак-Луи Давид, 1805—1808

Но нельзя сказать, что религия исчезла не то что из людского сознания, но даже и из политики. Она удивительно приспосабливается к изменениям окружающей среды) Вот и появляются христианские социалисты, возрождается православие, никуда не делись религиозные фанатики. Да блин, даже сам Иосиф Сталин в 1943 году признал церковь, договорился с ней. Уж если Сталин признал...да, религия останется с нами еще надолго.

Но нужна ли она в политике? Тем, кто избирается, тем, кто находится у власти — непременно. Это ведь отличный способ получить дополнительные голоса. Акт веры, не стоит его недооценивать.

«Тот, кто утверждает, что религия не имеет ничего общего с политикой, не знает, что такое религия...» (с) Махатма Ганди

К тому же, для многих, религия — это «часть культуры», «идентификатор народа». Мне часто приходится слышать и видеть такие вот перформансы: «русский — значит православный». То есть, это еще и своеобразный маркер. Мол, в бога не веришь — значит не свой, не местный, не наших кровей.

В. В. Путин вручает митрополиту Кириллу орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Москва, Кремль. 21 декабря 2006 года
В. В. Путин вручает митрополиту Кириллу орден «За заслуги перед Отечеством» II степени. Москва, Кремль. 21 декабря 2006 года

Проблема в том, что даже в одного бога можно верить по-разному, не правда ли?)

Сунниты, шииты, алавиты и т.д. и т.п. — яркое тому доказательство. Да и многовековые разборки между самими христианами как бы намекают.

Религия — хорошее подспорье для власти, когда «подпорок» не хватает. Мало логики, мало реальных достижений, мало «скрепляющих элементов» — привет, общая религия.

Хотя, если говорить о России, то что-то тут все равно не сходится. Слишком много у нас как атеистов, так и представителей иных конфессий)

«Справедливость и гармония - то, в чем нуждается современный мир. Россия имеет огромный опыт строительства справедливого общества, наша страна в наибольшей степени может сформулировать ответ на современные вызовы, поскольку в ее основе лежит коллективизм, солидарность, свобода...» (с) президент Межпарламентской ассамблеи православия Сергей Гаврилов / РИА Новости / https://ria.ru/20201008/kapitalizm-1578806830.html

Я всегда думал, что коллективизм и свобода несовместимы. Либо одно, либо другое. И, как мне думается, сейчас правящие круги будут делать ставку на коллективизм, ибо ставка на «свободу» провалена. Для этого и нужна РПЦ.

Патриарх Кирилл, 2015 год.
Патриарх Кирилл, 2015 год.

Однако, в политике религия традиционно обеспечивает технологическое отставание и консервацию общества. Османская империя, Испания, да и Российская империя тоже. Совместима ли современная технологичная жизнь с «религиозной политикой»?

А может, это никого уже не волнует? Может, наши увидели в религии «спасательный круг», подстраховку? Не зря вера так чудесно возрождалась еще с девяностых. Видно, знали, что она пригодится. Религию сложно отделить от политики, а политику — от больших денег...

Темный политик: предельно просто о сложном.

Читайте другие мои каналы в Дзене:

Исторические заметки, военная история — на канале Темный историк.

Кино, сериалы, мультики, книги — на канале Темный критик.

Спасибо за внимание.