Отчетливо сознаю, что сейчас совершаю самоубийство. Фильм Рижской киностудии «Театр, театр, театр» 1978 года – общепризнанный шедевр. Насколько велики его расхождения с книгой уже не имеет значения. Поэтому какие либо высказывания в адрес этого фильма, кроме хвалебных – лучший способ подставить под огонь себя. Особенно со стороны тех, кто сначала увидел фильм, а потом уже прочитал книгу (или даже не сделал этого).
И все-таки рискну. И даже сравню с очень спорным американским «Being Julia» 2004 года с Аннет Беннинг в главной роли.
В принципе у режиссера "Театра"-78 отношение к первоисточнику достаточно бережное. Даже сохранен «голос за кадром», составляющий главную прелесть книжного повествования. Реплики не такие остро-язвительные, как у Моэма, но несколько атмосферу изысканной манерности разрежают (мое любимое: - Сколько Вам лет, Джулия? – Какая разница? – А лорду Чарльзу?...).
Но все-таки в "Театре"-78 акценты относительно книги смещены. Поэтому подбор одних актеров бесспорно хорош, а другие с книжными персонажами вяжутся хуже. И, хотя "Театр"-2004 - это совсем вольный пересказ, там встечаются более точные попадания в дух первоисточника.
Мой абсолютный фаворит – лорд Чарльз. Вот именно таким я его и представляла. "Изящное тело венчала маленькая головка, с не очень красивыми, но весьма аристократическими чертами лица. Он был так элегантен, так воспитан, так культурен, она просто не могла представить его в роли любовника. Все равно что лечь в постель с object d'art» В Театре-2004 под именем лорда Чарльза действует кто-то совсем другой, кого вовсе нет в книге.
Майкл-Цилинский в роли антрепренера великолепен. Хотя и Айронс в целом не хуже. Строго говоря, не сильно они и отличаются. А молодыми сногосшибательными красавцами никого и не показали (читая книгу, на свой вкус я представляла кого-то вроде молодого Алена Делона).
Служанка Эви мне нравится в обоих фильмах. Обе смотрят на хозяйку как на любимого избалованного ребенка, готовые потакать всем проказам. Американская больше похожа на свое описание в книге – тощее рыжее пропитое чучело (актиса Джульет Стивенсон сильно смахивает на Олесю Железняк. Или наоборот?).
Наша – ну просто сама по себе находка. Вам не кажется, что это майор Айсберг («Пятый элемент») после дембеля?
Долли де Фриз. Настолько разные, что трудно сравнивать. Но обе имеют право на существование.
У Моэма «Эта низенькая, тучная, несколько мужеподобная женщина с красивым орлиным носом, красивыми темными глазами, неуемной энергией, экспансивная и вместе с тем неуверенная в себе». Вообще-то Долли из Театра-2004 – точная копия! Но нам сложно представить неуверенную в себе миллионершу, похожую на новорусскую тетку, увешанную брюликами и спотыкающуюся на ступеньках!
"Театр"-78 показал нам наше представление об аристократии: холодность, сдержанность, надменность, отрывистые фразы, взгляд свысока… Наша Долли нам кажется достовернее.
Том Фэннел… У Моэма это серая посредственность, имеющая лишь наглость как второе счастье, и молодой неудержимый темперамент – как первое. «Его застенчивость в сочетании с бесстыдством была просто неотразима». Простецкая внешность, порывистые манеры, вечная улыбка – рубаха-парень, ко всем легко втирающийся в доверие. Вместо 30-летнего денди с породистым римским профилем здесь должен быть кто-то вроде молодого Владислава Галкина. В общем, амплуа "обаятельная дрянь". Так что ни один из вариантов не понравился, но образец 2004 года ближе.
О главной героине, блистательной Джулии Лэмберт, поговорим в следующий раз!
Ссылки на все статьи по "Театру":
Книга и экранизации. Что осталось за кадром?
Как закалялся железный характер Джулии
Джулия: везет в работе – не везет в любви?
Две экранизации, часть 1. Все, кроме Джулии
Две экранизации, часть 2. Две Джулии: лед и пламень
Из чего складывается актерский успех?
Майкл Госселин - загадка самого скучного персонажа
Том Феннел как пособие по soft skills ,
ссылки на другие интересные материалы Вы найдете в Каталоге заседаний литературного клуба.