Эта статья — желание немного прояснить сравнение учение Дзёдо-синсю с воззрением протестантской церкви на представление о предопределении спасения в жизни человека. Чтобы не затруднять себя сложными формулировками, я решил обратиться ко всезнающей Википедии, и нашел там следующую формулировку христианского воззрения:
"Бог желает всем спастись, а потому абсолютного предопределения или предопределения к нравственному злу не существует; но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним, а потому действие благости и премудрости Божией для спасения человека употребляет с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднялась бы нравственная свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всякую помощь благодати для своего спасения, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божия, или к погибели. Предопределение относится, следовательно, лишь к необходимым последствиям зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати" (текст курсивом — выделение Википедии).
Не желая самому указывать на ошибки или какие-либо другие упущения в вышеприведённой цитате я хочу лишь привести в сокращённом варианте главу из переведенной мной книги Джошо Адриана Кырля "ЗНАЧЕНИЕ ВЕРЫ И НЭМБУЦУ В БУДДИЗМЕ ДЗЁДО-СИНСЮ", которая называется "Вера в Амида-будду — не творение нашего разума". В ней сравниваются, вкратце, оба эти учения. Остальное — на суд читателей. Итак:
Поскольку Амида побуждает вас довериться ему
И откликается на ваше доверие,
Вера в ваших сердцах возникает
Не по вашей воле
(Рэннё)
Причина, по которой в сердце последователя Нэмбуцу сосуществуют одновременно и Вера в Изначальный Обет, и его слепые страсти и иллюзии, заключается в том, что эта Вера не принадлежит ему.
Это ещё один важный аспект учения Дзёдо-синсю. [...] Всё исходит от Амиды и проявляется как эхо в наших умах и устах, словно искренний ответ ребёнка на зов матери.
Мать зовёт своего ребёнка, и тот немедленно откликается. Ответ ребёнка обусловлен зовом матери, а не желанием ребёнка. Точно так же Вера. Она — это не творение нашего разума, а естественный ответ на призыв Будды Амиды, который приходится Милосердной Матерью всем живым существам. Только из-за Амиды мы доверяем Амиде и произносим Нэмбуцу. Только потому, что любовь матери к ребёнку безусловна и всеобъемлюща, ребёнок может доверять ей и полагаться на неё. В действительности, вера ребёнка есть любовь матери, проявляющаяся в нём. Мать является единственным источником питания для ребёнка, вследствие чего он может расти и развиваться. Ребёнок ничто без матери. Он растёт только благодаря силе её любви, а не благодаря своей собственной силе.
Синдзин и Нэмбуцу — это эхо могущественного Зова Амиды, проявленное в нас. Если в горах кто-то громко закричит, вы обязательно услышите эхо. Если крика не будет, то не будет и эха. Точно так же, если бы Амида не сострадал нам, не было бы никакой Веры, как не было бы и Нэмбуцу, выражения этой Веры.
Вопрос:
"Эта идея очень похожа на доктрину предопределения в кальвинистском протестантизме, из-за чего возникают и похожие вопросы, а именно: "Почему Амида не сделает так, чтобы все живые существа обрели Веру?" и "Есть ли в акте спасения место для сознательного выбора человека?""
Ответ:
Учение Дзёдо-синсю совсем не похоже на доктрину предопределения. Амида НЕ выбирает тех, кого нужно спасти. Подобно Солнцу, которое посылает свои лучи повсюду, Амида призывает всех существ довериться ему. Однако, одни люди зашторивают свои умы и сердца, а другие держат их открытыми. Но, даже если ваше окно открыто, лучи света принадлежат Солнцу, а не вам. То же самое и с Верой. Рэннё сказал:
Без Амиды нет сердца, но,
Если чаша с водой закрыта,
Она не сможет отразить Луну
(Согласно легенде это стихотворение является ответом Рэннё на коан Мастера Дзэн Иккю: "Милость Амида не спасает, / Поскольку спасаются лишь те, / Кто произносят его Имя")
Однажды, когда вы станете достаточно открыты, вы обретёте Веру. Но это обретение Веры будет исходить от Амиды, как свет, который появляется в комнате после того, как вы распахиваете окно, исходит от лучей, посылаемых Солнцем. Свет (Вера/Синдзин), освещающий комнату вашего сознания после того, как вы открыли окно своего разума, исходит от лучей, посылаемых Амидой. Не распахивание окна создаёт свет, и не тот, кто его открывает. Свет исходит только от Солнца.