Легендарному альбому скоро 50. Чем не повод открыть мой информационный канал статьёй о том, какими же великими были аудио-формат 4.0, сам альбом "Machine Head" и его квадрафоническая версия. Она как нельзя лучше подходит для демонстрации всех преимуществ, которое даёт объёмное звучание, его превосходства над однобоким, плоским стерео. И ещё следует почтить память недавно ушедшего от нас инженера Мартина Бёрча (Martin Birch, 27.12.1948 – 9.08.2020), чья смелость и творческий подход к любимому делу подарили нам это чудо технической мысли.
Сейчас уже не секрет, как начиналась эта драматическая история. В конце 1971 года, спасаясь от «диких» британских налогов, группа «Дип Пёрпл» (или «Диппапл», как мы тогда её у нас называли) всем составом приехала в швейцарский городок Монтрё для записи очередной пластинки. Арендованную у коллег по музыкальному цеху The Rolling Stones мобильную студию звукозаписи – автофургон, тоже привезли с собой. Поселились в гостиницу, которая была по совместительству ещё и казино. Взяли в баре по пивку, а вечерком пошли на концерт Фрэнка Заппы и его "Матерей", дававшим представление в этом же отеле. Фрэнк был в ударе и ярко отжигал, заводя толпу. Какому-то "тупице" (так в песне поётся, а значит, слов не выбросишь) огня показалось мало, посему он пальнул из ракетницы в потолок концертного зала. Начался пожар, дым от которого покрыл воды Женевского озера. Так и родился гимн тяжёлого рока. Гитарный риф был уже записан загодя, а вот и история к нему подошла весьма кстати. Хотель сгорел до тла. Нашим героям пришлось ретироваться и искать новое место проживания. Искали несколько дней и этим местом стал пустующий на зиму The Grand Hotel. В коридоре его верхнего этажа разместили "студию". Местные плотники сколотили каркас, его накрыли коврами-дорожками для звукоизоляции, а "авто"-мастерская Бёрча в аккурат поместилась во дворе.
Вот так, в режиме жёсткого цейтнота, с 6 по 21 декабря 1971 года записали самый культовый альбом всех хард-рокеров. Узнай эту историю в молодые годы, я бы не поверил. Ну, что хорошего можно записать в коридоре??? На "колёсах"??? Шта? А тут такой шедевр!
А теперь о нём – о главном, шедевре №2. Сразу со стерео-пластинкой, в продажу поступили квадрафонический винил в формате SQ, и 8-дорожечный картридж Q8.
Тут надо сказать, что от начала войны форматов Stereo vs. Quad в 1968 г. прошло не так уж много времени. Звукоинженеры месили свои миксы (что в 2.0, что в 4.0) как могли, и чего там, случались промахи по обеим сторонам баррикад. Однако Мартин Бёрч уже в 1973 году, во время работы над ремиксом, превзошёл "общемировые" показатели по части квадра – объёмного звука. Я знаю, что найдётся немало ворчунов, особенно из числа аудиофилов, которым просто в радость "просклонять" стерео-микс, сделанный в далёком 1972-73 гг. Спорить с ними нет смысла, у каждого своя домашняя аудиосистема, тем более, что мои/наши ценности совсем другие: квадрафония. И ниже на картинке ответ: почему им не нравится 2.0. Потому что надо слушать 4.0!
Только она, точнее так: только с неё появилась способность раскрепостить зажатый в рамки 2.0 саунд альбома и полностью раскрыть его революционный потенциал.
Итак, чем же замечателен объёмный звук в "Machine Head"?
1. Баланс. Фронтальные и тыловые каналы настроены на равномерное по громкости звучание. А это и есть основа высококлассного ремикса.
2. Статика. В 4-х каналах инструменты находят себе гораздо больше "свободного" места по сравнению с 2-я каналами. А это благотворно сказывается на звуке: АЧХ инструментов не вынуждены "давить" друг друга, как это делается в стерео, чтобы быть услышанными. Поэтому каждый исполнитель в группе раскрыт и отлично локализован перед и позади слушателя, сидящего в центре комнаты. Дискретность потрясающая: протяни руку и дотронешься до гитары Ричи Блэкмора, хаммонд-органа Джона Лорда. Они справа и слева. Ритм-секция и вокал в центре. Частенько их скоротечные рокировки немало радуют и веселят, делая прослушивание нескучным развлечением. С каждым разом находятся новые и новые детали в звуковой картине вокруг, в каждом углу системы. Это, как если бы вы попытались ухватить ладонью горсть жидкой ртути. Как ни пытайся, а она мгновенно просочится сквозь пальцы. В нашем случае - по углам домашней аудиосистемы. Ну, чем не идеал живой музыки?
3. Динамика. Подвижность эффектов потрясающая и, порой, с неожиданными траекториями. В вашей комнате будет фейерверк, карнавал, праздник жизни и живого рока.
Конечно, внезапное отключение задних каналов (либо переход в стерео-режим) полностью угробит эти светлые чувства и ощущения. Не портите себе настроения, не делайте этого! Впрочем, однажды это сделать просто необходимо, лишь чтобы ещё раз убедиться в том, что вы на правильном пути к пониманию существа музыки, и что так делать нельзя. О том, "как нельзя" покажут также последние 3 трека. Они разочаруют вас, ибо их миксы состряпаны по новым "правилам", возникшим в конце 90-х.
Так какой же оценки заслуживает квадра-ремикс по нашей десятибалльной шкале? Только 10, ибо это самый настоящий демонстрационный диск.
Deep Purple's Smoke On The Water (Official Film Clip)
Ах, да… Забыл сказать: тестирование производилось не с винила и, конечно, не с плёнки в кассете Q8. В 2003 году произошло переиздание великого альбома на диске SACD в первозданном виде, с 4.1 и 2.0 миксами. Вот его-то я и слушал. Мои настойчивые рекомендации. Только не спутайте его с другим диском, на котором ремикс в 5.1. Это уже другая история и о ней чуть позже. Рецензию с ней найдёте на моём канале. Там я разобрал и современное нам пятиканальное расширение "Головы". Получилась в итоге отличная дилемма для меломанской общественности: какой из миксов звучит лучше - 4.0 vs. 5.1. Послушайте оба и вэлком к обсуждению.
Deep Purple - Never Before
Юбилейный бокс к 40-летию: 40th Anniversary Deluxe Limited Version 4CD+DVD, в котором тоже есть квадрамикс (в формате DTS 4.0)
О том, что означает название "Machine Head", можно-таки понять, если изучить все главы из пёрпловедения – науки о группе Deep Purple в общем, и её многоканальных достижениях, в частности. А главы из этой науки доходчиво и почтительно представлены на моём канале. Познавайте новое, господа!
Пёрпловедение с окружающим звуком:
Ian Gillan "Gillan's Inn" Dolby Digital 5.1: Посиделки с мистером Гилланом
Deep Purple: Quadra-тный “Stormbringer” в DTS 5.1
Deep Purple "Machine Head" DVD-Audio/SACD 5.1: Пятиугольная голова
Любимая музыка раскроется только в лучшем виде – многоканальном!
Σ = 10
Рейтинг многоканального микса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем 2.0.
2 = то же, что и 2.0.
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центральный канал.
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса.
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Bon Jovi "Slippery When Wet" DVD-Audio/Blu-ray 5.1: Мокро, скользко, пятиканально
Manowar "Warriors Of The World" SACD 5.1: Есть такая профессия – родину защищать
Guns N' Roses "Appetite For Destruction" Blu-ray 5.1: Разрушить и не создать
Bachman-Turner Overdrive "Not Fragile" DTS 5.1: Что Quadra-тно, то не хрупко!
Blue Öyster Cult "Agents of Fortune" SACD 5.1: Не бойся смерти!
Black Sabbath "Paranoid" DTS 4.1: Quadra-тный Параноид
Foreigner "4" DVD-Audio/SACD 5.1: 4 + 5.1 = ⑩
Foreigner "Foreigner" DVD-Audio 5.1: Первый блин не комом
Queensrÿche "Tribe" DVD-Audio 5.1: Наше племя – наша цепь
Scorpions & Berliner Philharmoniker "Moment Of Glory" SACD 5.1: Славно и мультиканально
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!