Альбом Deep Purple «Stormbringer» - это самый последний шедевр музыкантов группы. Впоследствии они не смогли создать ничего более значительного, даже после своего воссоединения с Гилланом и Гловером в 1984-м. В публикации приводятся некоторые интересные моменты, сопровождавшие запись этого великого творения такой же великой рок-группы 70-х
Альбом «Stormbringer» - это последняя, так сказать, вершина творчества «Deep Purple», после этой пластинки группа потеряла свой творческий потенциал, и ее не спасло даже воссоединение, последовавшее в 1984 году. Кто-то может с этим не соглашаться, причем по разным причинам. Для кого-то вершиной являются «In Rock» или «Machine Head», а для кого-то – «Perfect Strangers» или даже «The Battle Rages On…». Дело вкуса. Но если послушать некоторых музыкантов «Deep Purple», когда годы и десятилетия спустя они оценивали свою работу, то, как минимум двое – Лорд и Пэйс – вспоминали эту пластинку, в общем-то, с ностальгией по былым временам.
Что касается моего личного мнения, то я считаю, что после записи «Stormbringer» творческий потенциал группы и на самом деле так и не восстановился до конца. «Come Taste The Band», последовавший за этим альбомом, хорош, но не как DP, а как сольник Ковердейла с посильным вокальным участием Хьюза. Даже очевидный возврат на рельсы хард-рока не спас этот альбом, и не только из-за не подходящего группе стиля игры Томми Болина на гитаре, сколько из-за отсутствия сильного композитора в лице Блэкмора. Блэкмор таких архаичных песен никогда бы не стал сочинять.
Потенциал Блэкмора вполне очевиден, потому что даже в тех непростых условиях, в которых якобы, согласно разным легендам и мифам, проводилась запись «Stormbringer», он умудрился сочинить ряд хитов – «Stormbringer», «Lady Double Dealer», «High Ball Shooter», «The Gypsy» и «Soldier of Fortune». Сам он впоследствии утверждал, что на альбоме очень мало гитарной работы, и вообще это – самая настоящая чепуха.
Тем не менее, гитарной работы мало только в сравнении с предыдущим альбомом «Burn», а вот «Machine Head», а тем более «Who Do We Think We Are» демонстрируют такой работы не больше, если вслушаться по-настоящему. На альбоме очень много первоклассных гитарных риффов, просто при микшировании некоторые из них немного приглушили, но это от Блэкмора не зависело, так как он на сведении альбома не присутствовал (он в то время начинал тусню с Дио и репетировал с его «Эльфами»). А гитарные соло – такие же бесподобные, как и на других альбомах DP.
В общем, можно сколько угодно слушать воспоминания музыкантов группы, которые утверждали, что альбом записывался в ужасных условиях, и что они как могли избегали работы в студии, а все рабочее время проводили в барах и за игрой в футбол, тем не менее альбом получился. Если музыканты его не хотели записывать и постоянно ругались друг с другом, вместо того, чтобы работать, то каким же образом это творение не только стало практически культовым, но и вообще появилось на свет?
В общем, работа над альбомом «Stormbringer» началась в том же самом замке Клируэлл в Англии, где начинался и «Burn». К сочинению нового материала и репетициям приступили в самом начале июля 1974 года. На этот раз свои музыкальные идеи принес не только Блэкмор, но и Ковердейл с Хьюзом. Песен было около 15, и Джон Лорд выдвинул идею записи двойного альбома, но против этого варианта был Ричи Блэкмор, которому не понравилось, что часть авторских денег не попадет к нему в карман. В итоге после долгих препирательств он согласился на две песни Ковердейла, но с условием, что третья – «Soldier of Fortune» - выйдет с его доработками и под его авторством. А иначе он отказывается вообще работать.
Ну, Ковердейлу пришлось согласиться. Дело в том, что идея «Soldier of Fortune» принадлежала чисто ему, он вынашивал ее еще задолго до DP. Но ему ничего не оставалось делать, он и сам понимал, что в исходном виде она никуда не годится, и он уступил права на эту музыку, оставив себе только текст. Впрочем, позже, во время записи ругань между Блэкмором и Ковердейлом по поводу звучания этой песни достигла такого апогея, что Иэн Пейс, которому пришлось изрядно попотеть на нескольких десятках дублей, впоследствии объявил, что это самая ненавистная ему песня из всего репертуара «Deep Purple».
Но вернемся назад. 25 июля группа вылетела в Италию, чтобы дать концерт с включением некоторых наигранных песен для нового альбома, а затем отправилась в Германию на студию «Мюзикленд» в Мюнхене. Там и были записаны все композиции, вошедшие впоследствии на альбом. Судьба остальных планировавшихся к записи треков печальна – они просто не влезли на пластинку. Блэкмор, Ковердейл и Хьюз впоследствии использовали эти песни на своих сольных альбомах. Достоверно известно, что на «Stormbringer» планировалась композиция «Black Sheep Of The Family», предложенная Блэкмором, которая потом вошла на его первый сольник, ставший началом проекта «Rainbow».
Запись в Мюнхене длилась чуть менее 3-х недель. Как вспоминает Джон Лорд, это был самый настоящий баттл (битва) за вокальные партии между Ковердейлом и Хьюзом. В итоге ему все удалось разрулить наилучшим образом. Блэкмор, по сохранившимся данным, вообще самоустранился от совместной работы, записывая свои гитары отдельно от остальных. Впоследствии он вспоминал, что якобы у него было и своих проблем навалом – развод с женой, взаимодействие с Дио, который согласился поучаствовать в новом проекте Блэкмора, да и вообще ему не нравился весь тот фанк и соул, который внедрил в новую музыку DP набравший авторитета перед менеджментом группы Хьюз. Тем не менее, слушая его просто замечательные опусы на пластинке, в эти «проблемы» как-то не особо верится.
Альбом «Stormbringer» на этот раз обошелся без явных заимствований риффов Блэкмора у других известных музыкантов. Исключение может составлять только вторая композиция – «Love Don't Mean A Thing», автором основного риффа которой Гленн Хьюз упоминает некоего уличного музыканта негритянских кровей из Нью-Йорка или Лос-Анджелеса (где точно его подобрали – никто не помнит). На какой-то попойке этот музыкант наиграл на гитаре интересную «народную негритянскую» мелодию, которая понравилась Блэкмору. Он дал музыканту денег наличкой, позвал Хьюза, как знатока народного негритянского творчества, и втроем они состряпали одну из самых замечательных песен на альбоме.
Интересный факт: композиция «High Ball Shooter» задумывалась Блэкмором как инструменталка с гитарными соло Блэкмора вместо вокалов и соло на органе. Такой она и была записана в Германии, но в Лос-Анджелесе, где альбом микшировался, было решено ее переиначить в полноценную песню, тем более что Блэкмора в тот момент на студии не было, да ему, в сущности, уже все было по барабану. Первоначальный вариант, к счастью, сохранился, и мы можем его сегодня услышать.
На видео: инструментальная версия композиции "High Ball Shooter"
В общем, альбом «Stormbringer» был полностью закончен в сентябре 1974 года, вышел в ноябре, и сразу же принялся путешествовать по мировым чартам. Конечно, он занял несколько более низкие места, чем «Burn» из-за фанка и соула, который внедрил в музыку DP Хьюз. Однако в итоге диск принес музыкантам даже больше денег, чем предыдущее творение, так как старые поклонники группы бойкотировали его совсем недолго и быстро вернулись, а вместе с ними появились и фанаты творчества Хьюза, а их в Америке не меньше, чем чистых рокеров.
В общем и целом альбом DP «Stormbringer» оброс очень большим количеством разных мифов, которые я тут просто не счел нужным упоминать. Чтобы опровергнуть большинство из них, следует только прослушать диск на нормальной громкости, и тогда все измышления о том, что якобы группа записывала его «нехотя», улетучатся как дым. В момент записи «Deep Purple» находились в прекрасной форме и выдали на гора очередной прекрасный свой шедевр. Если что и повлияло на них потом отрицательным образом, то это уход Блэкмора в следующем году и принятие на работу гитариста Томми Болина.
Но об этом я расскажу в одной из следующих своих публикаций.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Как записывался альбом Deep Purple «Burn» ~ вершина хард-рока 70-х. Некоторые факты
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»
«Purple Storm» - первое концертное выступление Deep Purple 1968 года, записанное на видео