По меньшей мере в Москве мотоциклистов действительно многие не любят. В России, правда, всегда кого-нибудь не любили. Хорошо помню, как в советские времена не любили автомобилистов-частников. Причем с двух сторон: с одной – обычные, «безлошадные» граждане, коих тогда было абсолютное большинство, с другой – «профессиональные» водители, считавшие, что «частник» равняется «чайнику» и на дороге их вообще не должно быть. Но в данной статье я попробую выделить именно мотоциклетную специфику. При этом причины подразделю на две условные группы – в большей степени объективные, и в большей степени субъективные.
Объективные причины.
1. Опасное вождение. Действительно бывает, что мотоциклисты ездят рискованно и неаккуратно. Да, многим стоило бы пересмотреть стиль езды. Ведь движение в Москве объективно опасное. По некоторым данным, количество погибших на 100 тыс. чел. у нас в 5-6 раз выше, чем на Западе, а если считать все ДТП, то получается, что наш водитель в среднем в 10 раз «аварийнее» западного. Если так много автомобилистов, которые и друг друга-то не видят, то весьма наивно мотоциклисту рассчитывать, что и его заметят вовремя. Впрочем, об этом я уже писал здесь – «На мотоцикле по Москве. Как выжить среди водятлов?»
2. Отсутствие привычки. В Москве мотоциклистов мало, поэтому многими они воспринимаются как нечто чужеродное. Этим наша столица сильно отличается от европейских городов, где мотоцикл или скутер – привычный вид транспорта, которым пользуются довольно массово, и даже для многих пенсионерок вполне нормально съездить на скутере в булочную.
3. Боязнь агрессии. Действительно, уровень решительности, мужественности, а иногда, к сожалению, также грубости и агрессивности, у мотоциклистов (в среднем, естественно) выше. Дело усугубляется развитой взаимной поддержкой в мотосообществе (которой автомобилисты похвастаться не могут). К этому же пункту можно отнести и боязнь ответственности в случае аварии.
Субъективные причины.
В отличие от объективных, в первую очередь зависящих от внешней реальности, субъективные причины больше определяются реальностью внутренней, психологической. Если человек психологически здоров, то на окружающий мир он не злится, а если злится, значит с ним в порядке не все. Поэтому почти все субъективные причины имеют негативную окраску.
6. Создание помех. Мотоциклисты иногда создают помехи, но мы все в городе друг другу мешаем. Таксисты, автобусы, грузовики, «шашечники», пешеходы наконец… А относиться к этому можно по-разному. Помню где-то во Франции, кажется в Ницце, ехал в час пик по эстакаде над городом. Там было два ряда, и между ними сплошным потоком двигались мотоциклы и скутеры – примерно на 20 км/ч быстрее остальных. Но ряды эти узкие, и такое движение было возможным лишь потому, что все водители максимально прижимались к отбойникам. Вот это действительно неудобно – вести машину по извилистой дороге едва не цепляя зеркалом за отбойник! Но никто не раздражался – культура, однако...
7. Неграмотное обобщение. Сразу пример: путешествуя по западным странам, мне доводилось сталкиваться с отрицательным отношением к русским и даже с прямыми утверждениями, мол «все русские – свиньи». Если удавалось спросить о причинах такого отношения, то как правило выяснялось, что эти люди когда-то видели русских, которые вели себя весьма непристойно. И решали, что все русские таковы. Но это – неверное обобщение. Большинство русских на Западе ведут себя прилично. Именно поэтому они и не выделяются из толпы и не запоминаются. А свинство – запоминается хорошо. Нечто подобное иногда наблюдается и в отношении мотоциклистов. Хамство бросается в глаза и запоминается. На этом фоне небогатый интеллектом человек может сделать некорректное обобщение – мол все они такие. Но в действительности все разные. Это примерно то же самое, как утверждать, что «все мужики – козлы» или «все бабы – дуры». Впрочем, об этом я подробнее писал здесь: «Как распознать дурака – простой и надежный критерий».
8. Нарушение ПДД или «подход блудливой жены». Некоторые водители с возмущением обвиняют мотоциклистов в нарушении ПДД – и ведь действительно, нарушения бывают. Но моральное право обвинять имеет лишь тот, кто сам неукоснительно соблюдает их. К таким вопросов нет. Однако и людей таких почти нет. Зато есть люди, для которых двойные стандарты – норма. Именно поэтому я вспомнил про жену одного моего знакомого. Она регулярно изменяла мужу, но когда муж однажды изменил ей, была страшно возмущена. Ей указали на ее собственное поведение, но она категорически возразила: «У меня ведь подлинное чувство, а этот – кобель!» В случаях с ПДД часто ситуация бывает похожей. Ехать по городу не 60 км/ч, а 78 для иного водителя нормально. А мотоциклист в междурядье – это нарушитель! То, что превышение скорости – это прямое нарушение правил, а междурядье четко в них не прописано, значения для него не имеет. И вообще, он свои правила нарушает безопасно – словом, все по той же схеме, как у этой жены – она трахается по любви, а не как ее муж-кобель.
9. Зависть. Зависть я бы разделил на три подпункта, вес которых неодинаков.
9.1. «Натуральная зависть».Этот пункт очевиден. Мотоциклист может проехать, а «коробочник» - нет. Обидно, да?
9.2. Психологическая зависть.Здесь уже требуются пояснения. Думаю, зависть такого рода характерна именно для мужчин. Несмотря на то, что в современном мире успех приносит скорее интеллект, нежели брутальность, мужское начало к интеллекту не сводится. Сила, смелость, ловкость, способность идти против течения, готовность рисковать и, если нужно – принять бой – вот эти качества делают мужчину мужчиной. Мужчина, который не боится ездить на мотоцикле, доказал сам себе, что не трус. А мужчина, который боится – сколько бы он не придумывал себе рациональных оправданий (опасно и т.п.) – не доказал. Разумом он себе говорит: «Я крутой!» А подсознание ему шепчет: «Не крутой ты, ты – зассал и подвига своего не совершил!» Зависть такого рода средний человек чаще всего не осознает, но будучи неосознанной, она не теряет силы, и более того, именно она – самая едкая.
Само собой разумеется, что и помимо мотоцикла есть сферы, где вполне можно проявить мужское начало – прыжки с парашютом например. К мужчинам, которые реализуются в таких, сильному полу подобающих сферах, данный пункт, конечно же, не относится.
9.3. Материальная зависть.Мотоцикл – игрушка дорогая. Например, в октябре 2020 г. на официальном сайте базовая цена BWM R1250RS указывалась в 1 232 000 рублей, а с пакетами Комфорт, Туринг и Динамик – но без опций – выходило уже 1 522 000 руб. Базовая цена спортбайка S1000RR – 1 545 000 руб., а если замахнуться на Harley, то и BMW покажется не слишком дорогим – цена на знаменитую «электричку», ныне зовущуюся Ultra Limited, начинается от 2 563 000 руб., исполнение же CVO стартует с планки 3 808 000 руб. Тем не менее, этот тип зависти я ставлю на последнее место. Судя по комментариям, многие мотокритики разбираются в мототехнике хуже деревенской доярки и поэтому просто не имеют представления о ее стоимости.
Иногда, впрочем, такое представление приобретать приходится. Знаю историю, когда один водятел решил перестроиться и не уступил дорогу Харлею (видимо был уверен, что если включил поворотник, то преимущество уже за ним). Харлеи обычно ездят не слишком быстро, поэтому райдер особо не пострадал, а вот мотоциклу досталось. ОСАГО водятла ущерб не покрывала (а может ее и вовсе не было, не помню). Официальный сервис Харлея насчитал космическую сумму за ремонт, на водятла наехали. Тут он обнаружил, что у нас кто круче, тот и прав, а в данной ситуации он оказался недостаточно крут. И неожиданно для своих друзей, которые знали его как «антизападника», стал вдруг взывать к «либерастическим» ценностям – типа суд должен быть справедливым, а закон – един для всех.
10. Последняя, десятая причина наиболее субъективна. Зайду на нее с примера. Я сейчас живу в местах, где много велосипедистов. Они действительно мешают и создают угрозы. На дороге велосипедисты ведут себя так, будто всегда имеют преимущество, в узких местах их трудно обогнать, а проскакивать вплотную – боязно, спортивные велосипедисты порой едут со скоростью до 50 км/ч, а с горки – и того больше, при этом они действительно малозаметны. Выезжаешь из двора – и тут мимо проносится стремительная тень! Наконец, судя по маневрам отдельных представителей, можно предположить, что состояние их весьма нетрезво. Но поступал бы я разумно, если бы не любил велосипедистов, злился на них, писал про них гадости в интернете? Это не только не красиво, но и не выгодно – ведь злость находится внутри человека и прежде всего разъедает его самого. Злящийся, простите за грубый пример, похож на пердуна, которые беспрерывно пердит и сам находится в облаке собственной вони, не слишком облегчаемой тем, что время от времени его вонь прорывается на других. Это все же признак психического или морального уродства.
Вот такие 10 причин удалось выявить. Здесь, на канале «Осознанная жизнь», мы стараемся не только выявлять, но и предлагать решения. В данном случае это сложнее, потому что как мне кажется, проблема вообще не в мотоциклистах как таковых. Если у народа есть потребность выливать на кого-то злобу и агрессию, то всегда найдется на кого – на таксистов, черных и т.п. Проблема же существует. Когда много путешествуешь по миру, обращаешь внимание, что в зарубежных странах намного меньший уровень повседневной озлобленности и хамства – даже в постсоветской, Восточной Европе. Но вряд ли природа этой проблемы вообще как-то связана с дорожным движением. Соответственно, и решение ее лежит далеко за рамками данной статьи.
Тем не менее, техническое подход предложить можно. Оттолкнемся, например, от такого популярного среди мотокритиков тезиса, что правила для всех одни. На самом деле это не так. Подобное заблуждение, предполагаю, в первую очередь характерно для тех, кто не допущен к транспорту категорий выше «В». Потому что тот, кто ездил на грузовике по Москве, вполне ясно понимает – правила для разных категорий ТС разные. Уже для «С» есть свои ограничения как в самих ПДД, так и в правоприменении – даже в окраинных районах Москвы сейчас столько запрещающих знаков, что большегруз оказывается зажат со всех сторон. Когда после грузовика садишься в легковушку, то сразу открываются новые степени свободы и ты с радостью понимаешь – слава Богу, правила не одни, они для всех разные.
Конечно, логика в таком подходе есть. Кстати, европейские власти вполне понимают, что предъявлять одни и те же требования к грузовику, автомобилю и мотоциклу было бы идиотизмом. Обычно у меньшего ТС свобод больше. Например, в центр Лондона въезд для мотоциклов бесплатный, парковка для них стоит «копейки» в сравнении с парковкой для авто (особенно если абонемент покупать), нет ограничений по времени и т.п. В других цивилизованных странах – аналогичный подход. В частности, в европейских городах в большинстве случаев разрешено движение мотоциклов по автобусным полосам (обычно ставят специальные знаки, показывающие, можно выезжать именно на эту А-полосу или нет). Ограничения тоже есть, но они представляю собой не тупые запреты, а нацелены на обеспечение безопасности. Так, кое-где движение в междурядье допускается только до скорости потока в 60 км/ч, а разница в скорости потока и мотоцикла при этом не должна превышать 20 км/ч. В других случаях разрешается объезжать машины «правее правого» - т.е. между крайним рядом и тротуаром, но при условии, что поток остановился. Действительно, если есть возможность увеличить пропускную способность улиц, то глупо этим не пользоваться, но пользоваться надо аккуратно.
В правоприменительной практике тоже есть различия. Вектор четкий: то, за что накажут автомобилиста, могут простить мотоциклисту, а то, за что и мотоциклиста накажут, простят пешеходу. Европейские полицейские нередко закрывают глаза на мелкие мото-нарушения типа игнорирование разметки, езду по разделительной полосе и т.п. И даже в столь чувствительном для европейцев моменте, как превышение скорости в населенных пунктах, иногда проявляется толерантность. Лично знаю мотоциклистов, которым не начисляли не только штрафных баллов, но даже и не штрафовали за превышение скорости в городе на 15-20 км/ч, в то время как моей знакомой выписали штраф за превышение на 3 км/ч на машине (и то, и другое бывает не всегда, впрочем).
А лучше всех чувствуют себя пешеходы. Полицейский, как правило, не выпишет пешеходу штраф даже за переход улицы на красный, если он при этом не создает аварийной ситуации.
Так что и в теории, и на практике правила для разных участников движения разные. Понимание этого помогает примириться с реальностью.
У кого есть свои идеи на счет рассмотренной проблемы – делитесь в комментариях!
Другие материалы:
Соблюдение ПДД спасет от аварий? Наивное заблуждение!
На мотоцикле по Москве – как выжить среди «водятлов»?
Американский секрет личного счастья и успеха
Как защититься от вторжения в личное пространство. Баланс между грубостью и терпимостью
Денис Пилипишин
Книги автора можно скачать здесь: https://clc.to/pilipishin
А здесь – www.pilipishin.ru – еще и аудиокниги.