Не успела я написать статью «Чем объясняется хорошая эпидемиологическая ситуация в Латвии. Личное мнение», как всё изменилось. Точнее стало, как у всех. Держались, что называется, держались, но если коллективного иммунитета нет, то откуда-то ему надо браться, правильно? Вот, видимо, и формируется теперь – осенью. Когда школьники и студенты вернулись за парты.
Да, почему-то возобновление очных учебных занятий мне лично кажется самым простым объяснением того роста цифр, который мы сейчас наблюдаем в Латвии. Весной многие учились дистанционно. Работали: кто – удалённо, кто – реально. С работой у людей сейчас мало что изменилось (хотя есть подозрение, что определённая часть всё-таки вернулась на реальные рабочие места, так как устала сидеть без денег и бояться), но вот большинство школ, насколько я помню, из двух моделей обучения выбрало ту, которая предполагает очные занятия, а все мы помним, что дети и подростки болеют легче, болеют проще, болеют без симптомов и не всегда соблюдают правила социального дистанцирования, мытья рук и пр.
На детей я ответственность не перекладываю. Не подумайте. Но пока что это – единственный, кажущийся мне... даже не разумным, а отличным (не совпадающим с весенней обстановкой) от других вариантов развития событий.
Впрочем, если вспомнить, как жила Латвия летом (намекаю на полные электрички, где редко кто пользовался масками, и разнообразные праздники, где ещё реже соблюдалась социальная дистанция), то можно рассмотреть ещё одну версию происходящего, заключающуюся в том, что в тёплое время года люди много времени проводили на улице, естественным образом вентилировали лёгкие и... наслаждались жизнью. А что осенью? Полный мрак, ветра, дожди: все сидят либо по офисам, либо по домам, вслушиваются в растущие цифры и добавляют к классической осенней хандре (хорошо ещё что не депрессии) страх – заболеть, потерять близких, остаться без денег, остаться без работы, остаться на улице, заболеть... Каждый может считать, как хочет, а я верю в то, что страх разрушает человека. И даже если нет, то здоровья не добавляет точно.
По мнению публициста Мариса Краутманиса, хорошая эпидемиологическая ситуация в Латвии весной и летом была связана с плохой экономической обстановкой в стране: мол, у людей нет денег на путешествия, а раз нет путешествий, значит, никто и не привозит вирус. Каким образом последний всё-таки достигает тех стран, где мало путешествующих, публицист не объясняет. Как и не поясняет, почему вирус не мог быть привезён путешественниками из так называемых богатых стран ЛЕТОМ, когда страны из зелёного списка были открыты и люди имели возможность ездить, и вдруг резко появляется ОСЕНЬЮ, когда все возвращаются к своим рабочим обязанностями.
Меня лично во всей этой чехарде с перемещениями больше всего удивляет информация, которая всплывает внутри каждой страны. В Латвии местные СМИ на протяжении всего периода пандемии периодически называли первичным источником инфицирования людей, приехавших из стран Европы, России, Украины и Беларуси. В России буквально на днях опубликовали мнение главного аллерголога-иммунолога Минздрава, академика РАН и РАМН Рахима Хаитова о том, что 90% заболевших – это отпускники. Мне не удалось найти информации о том, о каких именно отдыхающих шла речь (можно понять и так, что это люди, отдыхавшие в Сочи, а можно вспомнить и про открытую Турцию...), но... в самой-то Турции, к примеру, кривая инфицирования – совершенно ровна и спокойна: будь там очаг болезни, он бы полыхал цифрами, разве не так?
Всегда рада новым друзьям! Подписывайтесь! И, конечно же, не забывайте ставить лайки!