#для родителей
1. Чтобы общаться
2. Когда нужно объяснить что-то важное, связанное с безопасностью,
3. Когда нужно договориться
4. Когда нужно помочь успокоиться
На нас влияет масса идей: что дети манипулируют, что они отражают семейные процессы, что их поведение определяется типом привязанности... Идея о том, что ребенок нами манипулирует, заводит нас в ловушку образа ребенка как "маленького взрослого, который просто меньше знает". Сочувствовать, если думаешь, что тебя обманывают, сложно. Но мы с детьми не на равных. Они не просто маленькие взрослые, у них по-другому устроена нервная система. Понимание этого дает нам больше возможностей найти тот язык, на котором он говорит.
1. Чувствительность
Нервная система ребенка только формируется. Сенсорная интеграция совершенствуется постепенно. Он быстрее устает. К каким-то сигналам ребенок более чувствителен, к каким-то - менее. Некоторые сигналы труднопереносимы, а снаружи это выглядит как каприз. Например, отказ надевать конкретную одежду. "Давят колготки" снаружи может выглядеть как злость, например. Ребенок не может сам объяснить, что конкретно его раздражает. Если мы знаем, какая из сенсорных систем ребенка чувствительна к конкретным сигналам, мы можем пробовать их избегать.
Нервная система ребенка только формируется. Сенсорная интеграция совершенствуется постепенно. Он быстрее устает. К каким-то сигналам ребенок более чувствителен, к каким-то - менее. Некоторые сигналы труднопереносимы, а снаружи это выглядит как каприз. Например, отказ надевать конкретную одежду. "Давят колготки" снаружи может выглядеть как злость, например. Ребенок не может сам объяснить, что конкретно его раздражает. Если мы знаем, какая из сенсорных систем ребенка чувствительна к конкретным сигналам, мы можем пробовать их избегать.
Нервная система ребенка только формируется. Сенсорная интеграция совершенствуется постепенно. Он быстрее устает. К каким-то сигналам ребенок более чувствителен, к каким-то - менее. Некоторые сигналы труднопереносимы, а снаружи это выглядит как каприз. Например, отказ надевать конкретную одежду. "Давят колготки" снаружи может выглядеть как злость, например. Ребенок не может сам объяснить, что конкретно его раздражает. Если мы знаем, какая из сенсорных систем ребенка чувствительна к конкретным сигналам, мы можем пробовать их избегать.Нервная система ребенка только формируется. Сенсорная интеграция совершенствуется постепенно. Он быстрее устает. К каким-то сигналам ребенок более чувствителен, к каким-то - менее. Некоторые сигналы труднопереносимы, а снаружи это выглядит как каприз. Например, отказ надевать конкретную одежду. "Давят колготки" снаружи может выглядеть как злость, например. Ребенок не может сам объяснить, что конкретно его раздражает. Если мы знаем, какая из сенсорных систем ребенка чувствительна к конкретным сигналам, мы можем пробовать их избегать.
2. Самоконтроль
Идея, что "ребенок недостаточно слушается, а мы вот раньше уважали старших", приглашает думать о ребенке как о невоспитанном. Но дело опять в нервной системе, поскольку самоконтроль - это функция коры.
Иногда дети делают то, о чем мы просим, а иногда - нет, и есть искушение решить, что ребенок просто привлекает внимание. Если ребенок рыдает, это не может быть притворством. Ныть, канючить, спорить и давить - это то, что ребенок еще может контролировать, но рыдания симулировать он не сможет. Рыдания - это сигнал, что ему плохо и он искренен в этот момент.
Дети:
- думают проще, чем мы
- эмоциональнее, чем мы
- им сложнее понимать себя
- использовать слова - не главный способ общаться
- мы можем помогать им успокаиваться
3. Мышление
У ребенка наглядно-образное мышление (а не предметно-логическое, как у взрослого); он воспринимает информацию целостно, образно (а не дробно, логически); принимает решения эмоционально); стремится передать эмоцию, а не смысл.
Если ребенок говорит: "Я хочу, чтобы детский сад сгорел", он пытается передать ассоциацию, образ.
"Давай отдадим братика обратно" - это не про намерение, не про план, а про эмоцию.
Чтобы настроиться на ребенка, нужно быть здесь и сейчас, нужно быть очень конкретными.
Чтобы переводить со взрослого на детский, нужно:
- говорить коротко
- говорить наглядно
- говорить эмоционально
- ЗАДАВАТЬ МЕНЬШЕ ВОПРОСОВ (капслок мой, потому что тут у меня масса чувств)
Детям трудно отвечать на вопросы. Лучше без них, даже без наводящих. Меняем вопросы на утверждения и формулируем их предельно конкретно.
Если мы можем что-то спросить, мы можем и что-то утверждать. В этом - мостик к понимания
Мы смотрим на текст, контекст и эмоцию. От того, заметили мы эмоцию или нет, зависит, насколько мы хорошо поняли ребенка.