Найти тему
ЛИЧНОСТИ ОБЩАЮТСЯ

3 функции детских страшилок

Оглавление

Тему этой статьи подсказала в комментарии одна из читательниц. Да и другие случаи детских и родительских страхов после внимательного прочтения стихов и сказок захотелось обсудить. Показать скрытые функции, развеять предубеждения, а кого-то и успокоить. Итак, «в траве сидел кузнечик…».

Для предметного разговора приведу цитаты из упомянутого комментария:

«… в школе мы весело пели песенку про кузнечика. Много лет. Советскую. И все было нормально. А один малыш не пел. Я спросила его: почему? Он заплакал и сказал, что лягушка съела кузнеца».

Как же мог композитор В.Шаинский выбрать для детской песни такое жестокое стихотворение, да ещё оформить жизнерадостной музыкой? И художественный совет не остановил! Или не всё так трагично?

1-я функция.

Всего один малыш увидел в этой истории трагедию. А остальные – описание естественного процесса в пищевой цепочке. Должен ребёнок знать о том, что кузнечик ест «одну лишь травку», лягушка – кузнечиков и мошек, цапли – лягушек? Да. Сейчас университеты выпускают подобные познавательные книжицы для самых маленьких как методические пособия. И это называется раннее развитие. Потому первой явной функцией будет знакомство с миром. Правдиво-реалистичное изображение реальных процессов. Без цинизма и надуманной трагичности. Утрирую? Ещё одна реальная фраза с консультации: «Я даже комара в квартире при ребёнке убить не смею».

2-я функция

От буквального значения перейдём к иносказаниям. Кто герои нравоучительной истории? Кого они олицетворяют? Маленький, незаметный герой, не вступающий в конфронтации ни с кем, дружащий с откровенно нечистоплотными тварями (мухами). Весьма наивный персонаж. Ему противопоставлена прожорливая лягушка, воплощающая естественные потребности, сглатывающая всех не слишком прытких, потерявших осторожность. Эдакий перст судьбы. И как вам такая ненавязчивая мораль детской песенки? Это уже функция социальной адаптации. Так сквозь трагедию насекомого проступает предостережение. Если бы слушателей этой песни спросили: хочешь, как кузнечик, быть беззаботным, добреньким и съеденным? Сколько трагедий удалось бы избежать самым догадливым, бдительным, научившимся защищаться.

3-я функция

Но есть ещё и эмоциональная сторона. Она определяет притягательность страшных историй. Читая, слушая, просматривая кроваво-мрачные произведения люди (особенно – подростки) стремятся безопасно пережить свои страхи и раздражения (порой неосознанные или надуманные). Наша способность сопереживать героям произведения позволяет выбрать из их числа тех, кто:

  • испытывает те же чувства, разделив наше положение изгоя;
  • переживает страшную трагедию, по сравнению с которой наши неприятности – мелочь;
  • более слаб, беспомощен, невыдержан, что позволяет ощутить нашу силу;
  • погибает из-за рокового шага, а мы остаёмся жить.
-2

Точка боли

Так почему тот малыш из комментария или мама на консультации так болезненно отреагировали на упоминание о смерти? Дело в том, каждого человека есть «болезненная тема». Лучший способ не чувствовать боль – избегать даже прикосновения к чувствительной области. А уж найти приемлемое обоснование проще простого. Бежать от своих страшилок всю жизнь или найти способ преодолеть его – каждый выбирает сам.

Понравилась статья – нажмите «ВО!» и подписывайтесь на канал.