(Исаия 30)
Суд — непрерывная тема на протяжении данной части пророчества Исаии. В главах 18–20 он произнёс Божье слово против Египта и Эфиопии, за чем последовали пророчества о других народах. В главах 28 и 29 были даны общие предостережения тем, кто не уповал на Бога и старался скрыть от Него свои замыслы. Хотя «книга многократного горя» (гл. 28—30) на этом заканчивается, у пророка были ещё слова о суждения, которые он должен был передать.
В главах 30 и 31 Исаия более конкретно укоряет Иудею за союз с Египтом. Снова дело было в доверии: будет народ Иудеи полагаться на Бога или на союзы с людьми? К сожалению, чтобы защититься от Ассирии, иудеи предпочли последнее, и эти две главы подробно описывают ужасные последствия этого ошибочного выбора. В главе 30 противопоставляются неверие людей и верность Бога.
БЕЗУМИЕ ДЛЯ ИУДЕИ УПОВАТЬ НА ЕГИПЕТ (30:1–7)
«Горе непокорным сынам, — говорит Господь, — которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху: не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силой фараона и укрыться под тенью Египта. Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием; потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса. Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но стыд и срам. Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи. Они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесёт им пользы. Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: "Cила их — сидеть спокойно"» (30:1-7).
«Непокорными сынами» (ст. 1) были правители Иудеи (1:23), так как они были полны решимости заключить «союз» с Египтом. Перед лицом опасности они упрямо полагались на вмешательство людей (то есть на помощь Египта), вместо того чтобы уповать на помощь Бога. Верить не в то, во что нужно верить, — значит грешить.
Отправка послов в Египет была умышленным актом неповиновения слову Господа. В стихах 2–5 говорится об абсолютной бесполезности подобного действия. Цоан находился в северной части Нильской дельты, а Ханес — в южной. Фараон Шабака (716–702 г. до н.э.) объединил Египет, основав сильную эфиопскую династию.
Стих 6 по-разному переводится в Синодальной Библии и Современном Переводе. В Современном Переводе читаем:
«Печальная весть о животных в Негеве: Негев — опасное место, он полон львов, ехидн и летучих змей. Но некоторые люди проходят через Негев в Египет, они кладут богатства свои на спины ослов и верблюдов и несут свои сокровище народу, который им не поможет» (30:6).
Следуя этому переводу, в ст. 6 Исаия напоминает людям, что Бог выводил их из рабства через ту же опасную область, по которой теперь шли послы. Он говорит о «животных в Негеве», о «львах, ехиднах и летучих змеях». Моисей в сходных выражениях описал землю, по которой странствовали сыны Израилевы, до того как они достигли земли обетованной: «Который провёл тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной» (Втор. 8:15). Теперь, противясь Богу, Его народ обращался к Египту, чтобы заключить нечестивый союз, который был «тщетен и напрасен» (ст. 7).
Стих 7 также переводится двояко. В Современном Переводе даётся такой перевод:
«Египетский народ бессилен, и помощь его напрасна, и потому Я дал ему имя "Ни на что не способный дракон"» (30:7).
Слово, переведённое в Современном Переводе как «дракон», по-древнееврейски «Рахав», — существительное, образованное от еврейского глагола рахаб, который «означает бушевать или горячиться на что-то» (Люпольд). Оно символизирует шумное хвастовство Египта своей силой, тогда как у него не было иной силы, кроме той, которую ему дал Бог. Люпольд предположил, что Исаия придумал это слово, чтобы описать «ленивого болтуна».
ИХ НЕПОКОРНОСТЬ И УТРАЧЕННЫЕ БЛАГОСЛОВЕНИЯ (30:8–26)
Запись о результатах непокорности (30:8–14)
«Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки. Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закон Господень, которые провидящим говорят: "Перестаньте провидеть", и пророкам: "Не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное; сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева". Поэтому так говорит Святой Израилев: "Так как вы отвергаете слово это, а надеетесь на обман и неправду и опираетесь на это, то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, разрушение которой настанет внезапно, в одно мгновение. И Он разрушит её, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдётся и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоёма"» (30:8-14).
Исаия велит: «Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки» (ст. 8). «Доска» и «книга», возможно, означают документ публичного и частного характера, соответственно. Однако главный смысл этих слов заключается в том, что это пророчество должно быть задокументировано как вечное письменное свидетельство верности Бога в исполнении Им Своих обещаний.
Письменное послание было необходимо потому, что жители Иудеи были «народом мятежным» (ст. 9). Слово, употреблённое здесь в значении «мятежный», мэри, встречается в книге Исаии лишь в этом стихе, однако в пророчествах Иезекииля это одно из часто употребимых слов (2:5, 6, 8; 3:9, 26, 27; 12:2, 3). Их непокорность выражается в том, что они «не хотят слушать закон Господень».
Похоже, Исаия описывает результат желания людей слышать «лестное» (ст. 10). Они хотели, чтобы им говорили льстивые слова. Иудеи не просили пророков прекратить пророчествовать, но они просили их исключить из своих возвещений повеления, которые характеризовали истинные пророческие послания. Им хотелось слышать «приятное», а не истины «Святого Израилева» (ст. 11). Существует тенденция порицать грех издалека, чтобы люди не волновались или чтобы не чувствовали себя обязанными менять свой образ жизни. Однако Господень слуга всегда будет возвещать слово Господа невзирая на последствия.
В стихах 12–14 говорится об ужасных последствиях отвержения Иудеей слова Божьего и надежды народа на «обман и неправду» (ст. 12–14). К ним внезапно придёт погибель, которая будет подобна разрушению «высокой стены» (ст. 13) или «сокрушению глиняного сосуда» (ст. 14).
Божье желание покаяния (30:15–17)
«Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: "Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы: в тишине и уповании сила ваша. Но вы не хотели и говорили: 'Нет, мы на конях убежим' — за то и побежите; 'Мы на быстрых ускачем' — за то и преследующие вас будут быстры. От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме"» (30:15-17).
Господь напоминает людям, от чего они отказались. Современный Перевод так переводит слова Господа в стихе 15: «Если вы вернётесь ко Мне, то будете спасены. Вы обретёте силу свою, если поверите в Меня. Будьте спокойны и терпеливы». Кристофер Зейтц пишет:
«Суть проповеди Исаии можно передать, опираясь на один ключевой стих в главе 30: спасение и сила являются результатом твёрдого упования и спокойной уверенности в постоянном внимании и заботе Бога о Сионе (30:15). Такое же принципиальное доверие требуется от царя, священника и пророка, от правителей Иудеи, от всего Божьего народа. Ни один план, каким бы он ни был продуманным и искусным, не может заменить это основополагающее доверие».
Во-первых, должно быть покаяние (шубах); эта идея присутствует в слове «вернётесь» (см. Современный Перевод). Употреблённое здесь древнееврейское слово означает «обратиться» или «возвратиться» к Господу. Это даст «спокойствие», что также можно перевести словом «тишина», в противоположность неистовству и волнению. Покаяние принесло бы спасение от врагов и «тишину и упование» на Господа, и в этом была бы их «сила». Всё это свойственно верным последователям Господа.
«И говорили: “Нет…”» (ст. 16). Люди отказались принять Божью заботу о спасении и пытались спастись по-своему. Их надежда на лошадей и военную силу будет их падением (ст. 17).
Бог милостив и справедлив (30:18)
«И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!» (30:18)
Исаия перечисляет некоторые замечательные свойства Бога: милосердие, сострадание, справедливость и благословение (ст. 18). Бог обладает этими качествами в полной мере. В силу Своей праведной сущности Он должен следить за тем, чтобы совершалось правосудие; и всё же Он «медлит [йехакке], чтобы помиловать» и проявить милосердие к тем, кто уповает на Него. Даже при самых ужасных обстоятельствах Его сострадание не истощается (Плач. 3:22, 23). «Блаженны все уповающие на Него!» Выражение «уповающие» означает позицию искреннего ожидания и твёрдой надежды. Этот стих пробивается сквозь обрисованный ранее мрак погибели, чтобы показать ожидание и твёрдую надежду на лучшие дни для тех, кто вернётся к Господу.
Благословения покаявшимся (30:19–26)
«Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме. Ты не будешь много плакать — Он помилует тебя по голосу вопля твоего, и как только услышит его — ответит тебе. И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде. И учителя твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих; и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "Вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились вправо и если бы вы уклонились влево. Тогда вы будете считать скверной оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их как нечистоту; ты скажешь им: "Прочь отсюда"» (30:19-22).
Несмотря на отвержение Иудеей Бога, обещание осталось в силе: «Он помилует тебя, по голосу вопля твоего» (ст. 19). Как Господь услышал вопль Своего народа в Египте (Исх. 3:7, 9), так Он услышит вопль любого в Иудее, кто покаялся и обратился к Нему (19:20).
Исаия также говорит (см. Современный Перевод): «Но Бог — ваш учитель. Он уже не будет скрываться от вас, и вы увидите Его своими глазами» (ст. 20). Это единственный раз, когда в книге Исаии Бог назван «учителем». Слыша Учителя, люди пойдут по Его «пути» (ст. 21) и уберут «оклад истуканов из золота» (ст. 22).
«И Он даст дождь на семя твоё, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах. И волы, и ослы, возделывающие поле, будут есть корм солёный, очищенный лопатой и веялом. И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни. И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь перевяжет рану народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы» (30:23-26).
Божьи благословения выражены в терминах сельскохозяйственного изобилия, которое Он изольёт на тех, кто возвратится к Нему. Дождь, обильный урожай, роскошные пастбища, потоки журчащей воды, яркое солнце: всё это метафоры, показывающие Божью заботу о Своём народе.
НАКАЗАНИЕ АССИРИИ (30:27–33)
«Вот, имя Господа идёт издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий, и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощения. И будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению. А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселье сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израиля» (30:27-29).
«Имя Господа» (ст. 27) означает всё, чем Он является: Его бытие, Его откровение и Его деяния. Он приходит как могучий Воин, чтобы поразить врага. Автор Послания к евреям сказал: «Страшно впасть в руки Бога живого!» (10:31).
Религиозные праздники были временем ликования и радости. Храм на горе Сион в Иерусалиме был символом Божьего присутствия — «твердыней Израилевой» — среди Его народа. Ранее Исаия обратился к людям с призывом, говоря: «Уповайте на Господа вовеки, ибо Господь Бог есть твердыня вечная» (26:4).
«И возгремит Господь величественным гласом Своим, и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении, и в каменном граде. Ибо от гласа Господа содрогнётся Ассур, жезлом поражаемый. И всякое движение определённого ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдёт против него войной опустошительной. Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжёт его» (30:30-33).
«И… Господь… явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе…» (ст. 30). Образ «мышцы» Господней часто использовался пророком для описания суда над злыми делателями (40:10; 51:9; 52:10) и защиты Его народа (40:11; 59:16; 62:8; 63:5).
Царь Ассирии, олицетворяющий кровожадный народ, должен быть уничтожен; Тофет готов принять его. «Тофет» был местом в Енномовой долине к югу от Иерусалима. Царь Соломон согрешил там, построив Молоха, «мерзость аммонитскую» (3 Цар. 11:7). Другие цари последовали его нечестивому примеру и стали приносить в долине Енномовой в жертву Молоху своих сыновей и дочерей (Иер. 32:35). Это место стало символизировать что-то отвратительное. Царь Иосия превратил эту территорию в место для сжигания мусора. Новозаветное слово Геенна (часто переводимое словом «ад»), место вечного огня, образовано от еврейского названия, означающего «долина Енномова». (См. Мф. 5:22, 29, 30; 10:28; Иак. 3:6.)
ТЩЕТНОСТЬ БЕЗБОЖНЫХ ЗАМЫСЛОВ
Не посоветовавшись с Богом, Иудея решила обратиться к Египту за военной помощью, которой потребуют её планы боевых действий. После смерти Феглаффелласара III Ассирия была уязвима, и, возможно, её было легко одолеть. «Сейчас, когда Ассирия осталась без царя, это удобный момент нанести удар», — полагали иудеи. У них был чёткий план: «Мы заключим союз с Египтом, и это даст нам силы захватить Ассирию».
Такая стратегия казалась безупречной. Её, наверное, одобрили бы военачальники того времени. Однако в действительности у неё был огромный недостаток: иудеи разработали этот план, не включив в него Бога. Они не посоветовались с Господом; они самоуверенно замыслили своё собственное будущее. Божий народ собирался сражаться без Бога! Они совершили ошибку, которая неизбежно приносит провал любому делу. Что может ожидать народ или человек, который ставит перед собой цели, не принимая во внимание Бога? Что можно сказать о безбожных замыслах?
Относительно всех подобных замыслов мы должны признать: «Это всего лишь замыслы человека». Битва будет проведена только той силой, которую могут предоставить люди. Страна может иметь самое новейшее вооружение, самые современные пушки и самые сильные батальоны; но она будет способна сделать лишь то, что могут сделать физическое тело и ум. Строящие замыслы без участия Бога должны задать себе вопрос: «Хочу я иметь на своей стороне лишь человеческую силу или мне нужна Божья сила, объединённая с моей?» О Наполеоне говорили, что Бог разбил его снежками. Наполеон не учёл плохую погоду, и эта непредусмотрительность привела к его поражению. Всё человечество — даже самый сильный народ — является наследником ограниченных возможностей.
Кроме того, мы должны осознать: «Убежища, предоставленного замыслами людей, недостаточно». Иудее понадобится защита сверх того, что могла дать сила людей. В этом нуждается каждый человек и народ. Однако Иудея считала, что её укрытием и твердыней может стать Египет. Когда налетает буря, испытывается прочность укрытия. Любой защиты, обеспеченной людьми, мало. Бог сказал: «Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием» (ст. 3). Ваше укрытие будет для вас унижением и разочарованием. Никто в достаточной мере не защищён, если на его стороне не будет Бога.
Наконец, мы должны признать: «Эти замыслы окрашены духом непокорности». Бог никогда не хотел, чтобы его народ сражался без Него. Он укорял Иудею такими словами: «Горе непокорным сынам… которые делают совещания, но без Меня… не вопросив уст Моих, идут в Египет» (ст. 1, 2). Иудея не обратилась к Богу, чтобы узнать Его волю. Она не считала, что то, чего Бог не разрешал, — грех. Её позицией было: «Я верю в Бога, но я не хочу, чтобы Бог указывал мне, что делать. Я могу разработать собственные планы». Бог сказал, что заключённый ею союз прибавлял «грех ко греху» (ст. 1). Отказываясь посоветоваться с Богом, она проявляла своеволие, высокомерие и неповиновение.
Кто-то может сказать: «Я не вижу ничего страшного в действиях Иудеи! Она лишь пыталась защититься. Ассирия угрожала Иудее многие годы. Почему она не могла сделать то, что считала необходимым?» Такая точка зрения содержит роковую ошибку: она предполагает, что если человек верит в Бога, то он может делать всё, что хочет. Ничего подобного: когда мы верим в Бога, мы обязаны жить согласно Его воле и руководству. Если Бог направляет, то Он и помогает. Более того, вы увидите, что Он помогает лишь тогда, когда Сам указывает путь. Его народ находится под Его защитой тогда, когда он находится под Его водительством. Когда мы следуем путём, который сами себе наметили, мы отвергаем Божью мудрость и заботу о нас. В таком случае Бог больше не несёт ответственности за нас.
Мы усвоили самый важный урок из этого отрывка? Повиновение так же важно для нас сегодня, как это было для Иудеи. Наши планы должны проистекать из нашего повиновения Божьей воле, которая открыта нам в Писании. Когда мы составляем свои собственные планы, мы отправляемся в путь без Божьей мудрости и без Его одобрения.
ПУТЬ К ХОРОШЕЙ ЖИЗНИ
В стихе 15 Бог Сам указал Иудее на хорошую жизнь. Он объявил, что Иудея могла бы иметь спасение и силу, две составляющие жизни в изобилии. Он свёл самый лёгкий путь к счастью к двум шагам. Он сказал: «Оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы: в тишине и уповании сила ваша» (ст. 15). Фраза «оставаясь на месте» в Современном Переводе переводится следующим образом: «Если вы вернётесь ко Мне…» Вернуться к Богу — значит покаяться.
Первая ступень — покаяние и покой. В отказе от греха и в покое от непокорности они узнали бы избавление от опасности и спасение от духовной смерти. Когда заблудший возвращается к Богу, он обретает покой, который наступает, если свою жизнь подчинить Божьей воле.
Вторая ступень — тишина и упование. Он сказал: «В тишине и уповании сила ваша». Силы для жизни дало бы спокойное упование на Него. Жизнь верующего проходит не в тревожных метаниях, а в спокойном принятии Божьей воли и уповании на Его доброту и заботу.
Этот стих даёт нам одно из самых простых описаний хорошей жизни, которую дарует Бог. Оно имеет поразительное сходство с Деян. 3:19: «Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа…» Все люди должны сделать это своим жизненным принципом. Однако к печали небес и к удивлению тех, которые пользовались этими благодеяниями, многие отказываются следовать этому принципу. Даже об Иудее Бог сказал: «Но вы не хотели» (ст. 15). Что можно будет сказать о нас в конце жизненного пути? Будет ли сказано: «Вы услышали о пути и пошли по нему», или о нас скажут: «Вас звали идти по Божьему пути мира, но вы не захотели»?
ЧАЯНИЯ ГОСПОДА
В некотором смысле мы подобны Богу, так как мы были созданы по Его образу и подобию (Быт. 1:26). Однако в каком-то смысле Он также похож на нас. В нашем сердце есть определённые устремления и цели, и мы страстно желаем, чтобы они осуществились. Вот Бог такой же. Глубоко в Его большом сердце у Него есть желания и чаяния, которые Он хочет осуществить. Обратите внимание на эту мысль в ст. 18: «И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!»
Давайте рассмотрим чаяния Господа, великие желания Его сердца.
Он страстно желает, чтобы мы познали Его. Он хочет, чтобы мы воспринимали Его таким, какой Он на самом деле. Он послал Иисуса в наш мир, чтобы показать и рассказать нам, каков Он есть.
Он страстно желает ниспослать нам Свою благодать. «И потому ещё удерживается, чтобы сжалиться» над нами. Пришедшие к Нему в повиновении, основанном на доверии, увидят, что Он поспешит встретить их.
Он страстно желает, чтобы мы любили Его. Его сердце радуется, когда мы признаём Его любовь к нам, ценим её и отвечаем на неё взаимностью. Не может такого быть, чтобы человек стремился к Богу и не получил бы от Него благословение.
Когда мы видим чаяния Господа, перед нами предстаёт Его вечная/неизменная сущность. Он не меняется так, как человек. Он не демонстрирует сегодня одну личность, а завтра другую. Будучи совершенным во всех Своих качествах, Он не изменчив и не капризен. В чаяниях Господа, которые исходят из Его святой и вечной/неизменной сущности, мы можем найти надежду на вечность.
БОЖИЙ ОТВЕТ НА ПОКАЯНИЕ
Описав зловещий день, который навлекла на себя Иудея своим отказом послушаться указаний Господа, Исаия возвращается к посланию надежды. Он говорит, что грядёт время, когда Иудея больше не будет рыдать. День отрады непременно наступит, так как Иудея оставит свои нечестивые пути и вернётся к Господу. В ответ на её покаяние Бог ниспошлёт множество даров Своей благодати.
Как Бог благословляет Свой раскаивающийся народ?
Во-первых, Он даёт наставление. Исаия говорит: «Господь мой дал вам горести и причинил боль: вы день ото дня ели их, как хлеб и воду. Но Бог — ваш учитель. Он уже не будет скрываться от вас, и вы увидите Его своими глазами» (ст. 20; Современный Перевод). Как только иудеи покорятся Богу, Он приведёт их на путь, которым они должны следовать. Другими словами, Бог будет действовать в их жизни Своим словом. Исаия говорит: «И уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: “Вот путь, идите по нему”, если бы вы уклонились вправо и если бы вы уклонились влево» (ст. 21). Бог будет спутником и вождём народа.
Во-вторых, Он даёт возрождение. С чистыми раскаивающимися сердцами и при чётком водительстве Господа иудеи покинут землю, нечестивую в религиозном и моральном плане. Исаия предсказывает: «Тогда вы будете считать скверной оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: “Прочь отсюда”» (ст. 22). Подлинному духовному пробуждению всегда предшествует глубокое, изменяющее жизнь покаяние.
В-третьих, Он даёт процветание. Так как Иудея будет следовать Божьему наставлению и приносить плоды покаяния, её земля будет благословлена изобилием от Господа.
Обратите внимание на употреблённое Исаией «и»: «И Он даст дождь на семя твоё, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах» (ст. 23). Используя очень образный язык, он далее говорит, что на каждом высоком холме потекут потоки вод и что свет луны будет ярче света солнца. Бог перевяжет рану Своего народа и исцелит язву, которую нанёс наказанием. Непосредственным толкованием этого отрывка вполне может быть возвращение Божьего народа из плена, чтобы заново отстроить Иерусалим. С другой стороны, оно может быть целиком или отчасти мессианским. Каким бы ни было его частное истолкование, мысли, которые здесь излагаются, подтверждаются множеством других стихов, таких как псалом 31 и Деян. 3:19. Очевидная истина в этом отрывке заключается в том, что Бог дарует Своё небесное одобрение и земные благословения тем, кто обратится к Нему в покаянии и покорности сердца. Так давайте же сделаем всё, от нас зависящее, чтобы канал передачи Божьих благословений не был заблокирован нашим отказом жить в покаянии пред Ним.