Очень давно в 1985 году по щучьему велению Министерства Обороны СССР судьба забросила меня в Белоруссию.
Здесь придется сделать важное уточнение: знакомые и добрые друзья (многие ни разу не этнические белорусы) некоторое время назад начали деликатно, но твердо поправлять в моей речи «Белоруссия» на «Беларусь», по этому далее по тексту будет только Беларусь.
В городе Новогрудок (белорусский Навагрудак, древний белорусский Наваградак, польский Nowogrodek; литовский Naugardukas; идиш נאַוואַרעדאָק; старорусский Новгородок) я прожила три счастливых года, полюбила его всей душой и не упускаю ни малейшей возможности наведаться в гости.
Соответственно, более 30 лет наблюдаю город в развитии. Чуть-чуть огорчает, что Новогрудок обделен вниманием наших российских туристов. А между тем, это один из древнейших городов Беларуси.
Так как фотограф я «не Ах!», кроме моих фото, в публикациях будут использованы работы талантливого мастера своего дела из Гродно — Сергея Banifacyj Морозова http://www.banifacyj.com.
В очень древних скандинавских сагах Новогрудок именовался «Хольмград».
Есть в топонимике и другие версии: «Новый городок» — во времена кривичей, попавших под контроль Древней Руси (конец X века); Новогородче или «Малый Новгород».
В 1044 году Ярослав Мудрый заложил здесь крепость, небольшое деревянное укрепление.
К XII веку относятся дубовые срубы и первые каменные элементы будущего замка.
В 1240 году на политической арене древней Европы появляется Миндовг (1195-1263) — король пруссов (rex Prussiae), Литвы (rex Lithwanorum), основатель и первый правитель Великого княжества Литовского, Русского и Жемейского.
Тоже в некотором роде «Мудрый», т.к. имя происходит от древне —литовских слов mintis (мысль) + daug (много) = «многомыслящий».
Около 1248 года Миндовг сформировал княжество, в которое входили Новогрудок, Волковыск, Слоним.
«В этом же году окрещенные пруссы со своим королем Мендольфом из-за многочисленных тягот, причиненных им крестоносцами, оставив христианскую веру, которую приняли ранее, ушли с некоторыми братьями Ордена крестоносцев к литовцам, смело к ним присоединившись…
В этом же году упомянутый Мендольф, собрав множество до тридцати тысяч сражающихся: своих пруссов, литовцев и других языческих народов, вторгся в Мазовецкую землю. Там, прежде всего, он разорил город Плоцк, а затем города и деревни всей Плоцкой земли жестоко опустошил мечом и пожаром, разбоями и грабежом. Напав также на Пруссию, разрушил города, уничтожил почти всю землю Пруссии, и его окрещенные пруссы учинили жестокую резню христианского народа.» Monumenta Poloniae Historica, XII-XIV вв., 132-134
Весьма запутанная история случилась с вероисповеданием князя: в Густынской летописи 1246 года упоминается крещение православное для принятия княжения в Новогрудке; в 1251 году — по латинскому обряду. Впрочем, в древних свитках есть достаточно много свидетельств о том, что в душе Миндовг так и остался язычником, почитая богов Нанадая, Телявеля, Диверикза.
Так или иначе, в 1253 году Папа Иннокентий IV короновал Миндовга и его жену Марту (Марфу), как литовских короля и королеву. В Эрмитаже хранится кубок Святой Ядвиги. Редкий артефакт, найденный в Новогрудке, связан с этой коронацией. По легенде, некоторое количество кубков (сейчас известно о четырнадцати) принадлежали Святой Ядвиге Силезской (1174 — 1243), вода в них превращается в вино. По силе действия их часто сравнивают с Чашей Грааля. Британский музей относит сосуды к ста важнейшим произведениям общечеловеческой материальной культуры.
Почему кубок из Беларуси оказался в Эрмитаже, возможно, расскажу позже.
Мингдовг правил 15 лет (убит заговорщиками, возглавляемыми полоцким князем Товтивилом), оставил потомкам обширную переписку с Папой Иннокентием IV, летописи, печать немецкого образца, признание христианства.
Пришедшие после него князья погрязли в междоусобных войнах, потеряли королевский титул и значительную часть земель.
Только Гедимину, родоначальнику династии Гедиминовичей (годы правления 1316-1341) удалось восстановить целостность княжества и даже расширить его границы.
Еще один интересный исторический факт — по спискам Константинопольского престола в конце XIII веке, при Андронике II Палеологе, утверждена Литовская митрополия с центром в Новогрудке. Город был важной частью православного мира.
Ну а Новогрудская Крепость, благодаря своему уникальному стратегическому положению, в XIII — XVI веках модернизировалась, укреплялась, расширялась, каждый раз восстанавливалась после многочисленных войн.
Сколько было желающих метать камни и рыть подкопы — и не сосчитать!
Время шло: оружие совершенствовалось; оборонительные функции крепостей размывались; территории многократно переходили из рук в руки.
Во время войны 1654 — 1667 Новогрудок захватили московские войска. По приказу князя Ивана Хованского несколько башен разрушили до фундамента.
В 1706 году во время Северной войны шведы, проходящие через город, тоже кое - что взорвали.
Но окончательно уничтожил уникальный древний памятник гродненский губернатор Бенегсен. В 1802 году он приказал использовать замковый камень для мощения новогрудских улиц.
Теперь в центре Новогрудка мы ходим по остаткам некогда одного из крупнейших военных сооружений Центральной Европы.
Дальше — больше, в XIX веке на подворье начали свозить мусор. Постепенно руины скрылись под толстым слоем всякой всячины.
1918 — 1939 годы — Западная Беларусь принадлежала Второй Речи Посполитой (предвоенной Польше). В 1921 году поляки начали расчистку и консервацию замковых остатков.
Две башни и небольшую часть стены частично восстановили в советское время. Работы продолжаются и под патронажем правительства Республики Беларусь. К сожалению масштаб разрушений огромен. К тому же достигнутые результаты вызывают неоднозначные оценки историков.
Вечный спор борцов за аутентичность с «генеральным планом новодела».
Чаша Новогрудского Замка — традиционное место проведения рыцарских турниров, исторических реконструкций, ярмарок, театрализованных представлений в средневековом стиле.
Ну и конечно, в городе есть что посмотреть, кроме уцелевших башен на Замковой Горе.
Продолжение следует.