Продолжение серии статей, начало читайте: Русский царь Батый. Земля у нас обильна, порядка только нет... / Русский царь Батый-2. Чудеса военной смекалки или ложь летописцев? / Русский царь Батый-3. Вооруженные силы объединенной Руси
Заканчиваем рассмотрение аргументов автора книги "Русский царь Батый" К. Пензева о несостоятельности официальной версии батыева нашествия. Дальше - еще интереснее!
Штурм городов, пороки и луки
Гумилёв пишет («Древняя Русь и Великая степь»), что из 300 городов Владимирского княжества, в 1238 году Батыем были сожжены всего 14, да и те по весне были отстроены заново - леса на Руси всегда хватало. Вы не находите, что этого "маловато будет"для ужасающего нашествия? И действительно маловато - воображение распаленное величавостью образного изложения летописцев, рисует совсем другие масштабы...
"А мог ли Батый сжечь больше городов? Нет. Таких возможностей он не имел, даже если допустить, что он действительно был завоевателем" - цитата из книги.
Что имеет ввиду автор? Да то, что учитывая особенности оборонительных сооружений русских городов зимой, а также ограниченность реальных (а не киношных) способов их преодоления, у Батыя с его ратью (особенно полностью конной) было не так много вариантов для штурма.
И здесь прослеживается интересная особенность - летописи сообщают об использовании монголами пороков (камнеметов) и требюшетов, только применительно к периоду похода Батыя на Русь. А вот русские, немецкие и литовские столкновения без участия этих аналогов средневековой артиллерии, не обходились ни до ни после моголов. Вывод?
Особенно интересна аргументация автора по легендарным "чудо-лукам" монголов, как пишут историки - именно благодаря таким лукам, монголы смогли завоевать полмира, всемерно охраняя секрет изготовления этого высокотехнологического оружия. Однако выясняется, что в стройной и убедительной официальной версии, зияют огромные логические прорехи и археологические нестыковки.
А. Н. Кирпичников и А. Ф. Медведев, в книге «Вооружение//Древняя Русь. Город. Замок. Село» приводят интересные данные по лукам Древней Руси. Силу сложных луков (арабской, турецкой или русской конструкций) они оценивают от 20 (такова сила современных спортивных луков) до 80 кг. Лучники выбирали себе оружие по силе, длине руки и возрасту.
Приводя примеры, они ссылаются на восхищенные отзывы византийского историка X века Льва Диакона, отмечавшего огромную роль лучников в
(русских) войсках князя Святослава и европейского Генриха Латвийского, впечатленного высоким искусством русских лучников в их противоборстве с германскими арбалетчиками XIII века. (http://a-nevskiy.narod.ru)
Такие сложные луки находят на территории древней Руси уже в слоях IX века! Ученые как заклинание говорят об особых "татарских" стрелах, ну что ж, этнические особенности изготовления могут быть. Но не стоит забывать, что такого этноса, как "татары" тогда не было. А моголов (из племен чжурчженей и мангутов) у Батыя было всего около 2 тысяч.
Учитывая известный состав "монгольского" войска, особенности могли быть булгарские, половецкие, русские, может быть даже мангутские или чжурчженьские, но татарских и монгольских точно не могло быть! Все это похоже на очередное искажение реальной истории...
Большой европейский политИк
Снова вернемся к разнокалиберным, но сильно самостийным русским князьям 13 века. Если подвести черту под информацией из книги в этой части, то можно утверждать, что существовало (как минимум) две самых сильных группы родовой знати: ориентированная на Запад и тяготеющая к Востоку. Что же за силы раздирали Русь? Религия - как проводник власти.
Объявленный католической церковью крестовый поход на (Восток) язычников, завершился ликвидацией Дунайской и Балтийской Руси, часть славян уничтожена, часть ассимилирована, а большая часть приняла католичество. На очереди была Восточная Русь. Папа римский засыпал князей лестными письмами и угрожающими рескриптами. И они вполне успешно работали!
С другой стороны, из рассказа Плано Карпини следует, что в Каракоруме, при дворце могольского императора, находились русские клирики (священники) "и другие, бывшие с ними", некоторые с 1236, некоторые с 1226, а некоторые с 1216 (!) года. Последняя дата вызывает особый интерес, не правда ли? То есть православная церковь имела давнее влияние в могольской элите.
Некоторые современники (Вассаф), утверждают о православном вероисповедании Батыя, а также его сына Сартака (Плано Карпини) В. Кожинов в книге «О византийском и монгольском „наследствах“ в судьбе России», пишет, что племянник Батыя в XIII веке принял христианство и более того, за верную службу Руси (или церкви?), был причислен к лику святых под именем преподобный Петр, Ордынский царевич. (http://russia- hc.ru).
Еще раз повторю: правнук Чингисхана стал русским святым! Интересно, а какое христианское имя получил при крещении Батый? А его сын Сартак? Не исключено, что мы могли бы встретить их имена в летописях того времени...
А теперь, внимание, вопрос: кто больше всего пострадал бы при победе католической церкви? Русская православная церковь, конечно! У нее были все резоны вложиться в предотвращение подобного сценария. И возможности: влияние на народ, приближенные из числа князей, деньги, наконец, большие деньги и влияние в ордынской ставке - все было...
Господин Великий Новгород
Второй по богатству город в древней Руси и не факт что второй по степени влияния, безусловно тяготевший к западу (католичеству). Новгородцы сидели на пересечении торговых путей, занимая исключительно выгодное с точки зрения логистики место. За него стоило побороться - это натуральное "золотое дно"!
Автор утверждает, что печально знаменитая битва на реке Липице между Мстиславом и владимиро-суздальскими князьями Всеволодовичами, Ярославом и Юрием, закончившийся разгромом последних, произошел именно из-за контроля над Новгородом. Отчасти из-за этого, ни Юрий, ни Ярослав, не прибыли впоследствии на Калку.
И наверняка не случайно армия Батыя не дошла до Новгорода (в котором тогда уже сидел сын Ярослава Александр, в будущем прозванный Невским) 100 км, а дошли до «Игнач-креста» и то ли устыдились своего злодейского замысла, то ли грязь стала на копыта налипать в большом количестве – развернулись и ушли.
Совсем не похоже на то, что мы знаем про татар из древних источников. Все современники и летописцы отмечали их целеустремленность и настойчивость в достижении цели. Единожды приняв решение, татары его не меняли и преследовали врага несмотря на всевозможные препятствия. В данном же случае, все выглядит так, будто Батый исполнял заключенные ранее договоренности.
И уж особенно примечательно, что войска моголов, после поворота от Новгорода на юг, были разделены на множество мелких отрядов. Шаг сам по себе довольно рискованный (на чужой-то территории!) - создавалась вполне реальная возможность истребления большей части армии. Однако, если допустить наличие русских союзников, договоренности о совместных действиях и получение от них свежей информации, то Батый мог ничего не опасаться. Так оно и получилось.
Набег хана Батыя или туда и обратно
Настало время внимательно пройти по следам войск Батыя. До похода собственно в русские княжества, он расчищает торговые пути с востока на запад и с севера на юг. В 1236 году ставит под контроль Булгарию, марийцев, мордву и прочие местные племена - естественных соперников Владимиро-Суздальского княжества.
После чего переходит на нижнюю Волгу и гоняет там половцев по степи, загнав их в итоге аж в Венгрию. Про то, что половцы буквально заблокировали торговые пути для русских купцов, вы уже читали в первой части серии статей. Другими словами, он буквально смел врагов, соперников и конкурентов северо-восточной Руси!
Описанные здесь события и последовавшие за этим действия Батыя и Ярослава, позволяют предположить, что они вполне могли быть компаньонами или по крайней мере союзниками. Враги в степи разгромлены, конкуренты (Рязанское княжество, Булгария, мордва, Киев) разгромлены и взяты под контроль, путь к великокняжескому престолу расчищен (смерть старшего брата на р. Сить).
Кроме всего прочего, католическая церковь получила отпор в своих потугах подчинения большинства русских земель. Что же можно было сделать больше для союзников - православной церкви и Ярослава?
Историк Дж. Феннел в своей книге „Кризис средневековой Руси 1200–1304“, обращает внимание на то, что в известных нам русских первоисточниках, нет никаких указаний на непосредственные результаты "татаро-монгольского нашествия". Ни цифр потерь, ни примерного количества пленных - ничего. Вместо этого либо молчание, либо многочисленные художественные обороты, не имеющие отношения к фактам .
Официальная история не устает повторять как мантру, что в результате событий 1237–1238 годов, Русь попала в рабство аж на 240 лет. Это потеряв по итогам набега 14 городов-то? Помилуйте, они сами слышат о чем говорят? Пришел, набрал рекрутов, обложил военным налогом и ушел в степь - добивать половцев и охранять спокойствие русских границ. Надо сказать, что сунуться тогда на Русь желающих находилось мало, да и те как-то быстро успокаивались.
Гарант спокойствия и торговли - сюзерен русский
Р. Пайпс в своей книге „Россия при старом режиме“ в результате исследований делает напрашивающийся вывод: Батый по сути стал единовластным правителем объединенной страны. И в документах того времени его вполне справедливо называют либо царем, либо цезарем - титулы применяемые к императорам.
Если современники не чурались называть Батыя царем, то что мешает сделать это нам? Может это не так? Факты и специалисты по тому периоду это подтверждают. Тогда может он "не правильный" царь, потому что Чингизид? Не исконно русский - иностранец? Тогда почему происхождение варягов (южно-балтийских славян) Рюриковичей или пруссачки Екатерины (пруссы - славянский, онемеченный род) никого не смущает? Может Батый, как царь, мало сделал для Руси? Разберемся... ©
Завершение серии статей читайте в следующем материале: Русский царь Батый-5. Покорение Монголии
Оригинал и полный текст статьи, читайте на сайте Великая Евразия.
Рекомендую к прочтению мою первую книгу "Вера наших предков. Неизвестные страницы". Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries и AliExpress, где возможна услуга "печать по заказу".