Найти тему
Шапка Кусто

Тайна гибели «Рот Фронта»

Лоция Керченского пролива. Источник — www.etomesto.ru
Лоция Керченского пролива. Источник — www.etomesto.ru

Если внимательно посмотреть на лоцию Керченского пролива, отделяющего Крым от Таманского полуострова, можно просто обалдеть от количества «рэков» — затопленных объектов. Дно пролива и подступы к нему буквально устланы железным ковром: здесь покоится несметное количество катеров, тральщиков, самолетов — большинство времён Великой Отечественной войны. Это и не мудрено: отступление из Крыма в 1941-1942 годах, многочисленные десантные операции, воздушные бои, а затем и освобождение Тамани и Крыма не обходились без потерь с обеих сторон. Но кроме потерь боевых были и потери среди гражданских. Одной из самых печально знаменитых на Чёрном море стало потопление теплохода «Армения» — тогда погибли несколько тысяч человек (данные рознятся), эвакуируемых из Крыма на Кавказ. Этот же рассказ о другой, менее масштабной, но от этого не менее горькой и ужасной трагедии.

Кроме «рэков» — затопленных техногенных объектов — на лоции при гидрографической съемке также отмечаются так называемые «обстракшны» — неопознанные подводные объекты, происхождение которых неизвестно. Это могут затонувшие корабли, какие-либо конструкции или же просто нагромождения камней. На один из таких «обстракшнов», находящийся на траверзе мыса Железный Рог, в 2017 году и отправилась поисковая группа тольяттинского клуба подводного поиска «ЭПРОН». 

На скоростном «рибе», оснащенном гидролокатором бокового обзора, разведывательная команда домчалась до искомой точки и начала галсирование на малом ходу. После очередного захода экран прибора четко высветил лежащий на глубине 11 метров нос корабля. Разведывательная партия аквалангистов тут же осуществила погружение. Данные гидролокатора подтвердились: на дне покоился хорошо сохранившийся нос, переходящий в бесформенную груду стальных обломков. Аквалангисты произвели визуальный осмотр и видеосъёмку места кораблекрушения. Следующим группам удалось выполнить рабочую зарисовку объекта и поднять фрагменты трубопровода и электропроводки. К сожалению, никаких артефактов, прямо или косвенно указывающих на конкретное судно обнаружить не удалось.

Обследование носовой части «Рот Фронта». Фото из личного архива участников экспедиции ЭПРОН
Обследование носовой части «Рот Фронта». Фото из личного архива участников экспедиции ЭПРОН

Последующая работа по идентификации судна длилась около года. На основании данных о потерях транспортов и методом исключения не подходящих по описанию, конструктивным особенностям, месту гибели, а также ранее идентифицированных судов, тольяттинские исследователи наконец смогли установить имя «утопленника» — это был теплоход «Рот Фронт».

«Рот Фронт». Рейдовая шхуна типа «Пионер». Источник — epron-pro.ru
«Рот Фронт». Рейдовая шхуна типа «Пионер». Источник — epron-pro.ru

Осенью 1941 года «Рот Фронт» вышел из Керчи, имея на борту около 600 рабочих ГМЗ им. Войкова и коксохимзавода им. Кирова с семьями и груз пшеницы. В районе мыса Железный Рог, что на Таманском полуострове, транспорт был атакован германской авиацией. Капитан В.К. Субботин пытался маневрировать, чтобы не подставить транспорт под бомбы (что поначалу и сбило с толку исследователей, ведь теплоход лежал на дне носом в сторону, противоположную его генеральному курсу). Но все же уклониться от бомб «Рот Фронту» не удалось. Транспорт пошёл ко дну вместе с людьми и грузом. Спасти удалось лишь 52 человека.

В середине 50-х годов ХХ века «Рот Фронт» был обнаружен и частично поднят Аварийно-спасательной службой ЧФ — этим объясняется хаотичный развал обломков и отсутствие каких-либо опознаваемых конструкций, кроме носа: кормовой части, надстройки, машин. Однако, что стало с останками пассажиров и почему транспорт не был учтён как братская могила — вопрос темный. Но все же историческая справедливость была восстановлена спустя 70 с лишним лет. Тольяттинские исследователи при поддержке керченских историков инициировали процедуру постановки «Рот Фронта» на учёт как братского воинского захоронения.