Если внимательно посмотреть на лоцию Керченского пролива, отделяющего Крым от Таманского полуострова, можно просто обалдеть от количества «рэков» — затопленных объектов. Дно пролива и подступы к нему буквально устланы железным ковром: здесь покоится несметное количество катеров, тральщиков, самолетов — большинство времён Великой Отечественной войны. Это и не мудрено: отступление из Крыма в 1941-1942 годах, многочисленные десантные операции, воздушные бои, а затем и освобождение Тамани и Крыма не обходились без потерь с обеих сторон. Но кроме потерь боевых были и потери среди гражданских. Одной из самых печально знаменитых на Чёрном море стало потопление теплохода «Армения» — тогда погибли несколько тысяч человек (данные рознятся), эвакуируемых из Крыма на Кавказ. Этот же рассказ о другой, менее масштабной, но от этого не менее горькой и ужасной трагедии.
Кроме «рэков» — затопленных техногенных объектов — на лоции при гидрографической съемке также отмечаются так называемые «обстракшны» — неопознанные подводные объекты, происхождение которых неизвестно. Это могут затонувшие корабли, какие-либо конструкции или же просто нагромождения камней. На один из таких «обстракшнов», находящийся на траверзе мыса Железный Рог, в 2017 году и отправилась поисковая группа тольяттинского клуба подводного поиска «ЭПРОН».
На скоростном «рибе», оснащенном гидролокатором бокового обзора, разведывательная команда домчалась до искомой точки и начала галсирование на малом ходу. После очередного захода экран прибора четко высветил лежащий на глубине 11 метров нос корабля. Разведывательная партия аквалангистов тут же осуществила погружение. Данные гидролокатора подтвердились: на дне покоился хорошо сохранившийся нос, переходящий в бесформенную груду стальных обломков. Аквалангисты произвели визуальный осмотр и видеосъёмку места кораблекрушения. Следующим группам удалось выполнить рабочую зарисовку объекта и поднять фрагменты трубопровода и электропроводки. К сожалению, никаких артефактов, прямо или косвенно указывающих на конкретное судно обнаружить не удалось.
Последующая работа по идентификации судна длилась около года. На основании данных о потерях транспортов и методом исключения не подходящих по описанию, конструктивным особенностям, месту гибели, а также ранее идентифицированных судов, тольяттинские исследователи наконец смогли установить имя «утопленника» — это был теплоход «Рот Фронт».
Осенью 1941 года «Рот Фронт» вышел из Керчи, имея на борту около 600 рабочих ГМЗ им. Войкова и коксохимзавода им. Кирова с семьями и груз пшеницы. В районе мыса Железный Рог, что на Таманском полуострове, транспорт был атакован германской авиацией. Капитан В.К. Субботин пытался маневрировать, чтобы не подставить транспорт под бомбы (что поначалу и сбило с толку исследователей, ведь теплоход лежал на дне носом в сторону, противоположную его генеральному курсу). Но все же уклониться от бомб «Рот Фронту» не удалось. Транспорт пошёл ко дну вместе с людьми и грузом. Спасти удалось лишь 52 человека.
В середине 50-х годов ХХ века «Рот Фронт» был обнаружен и частично поднят Аварийно-спасательной службой ЧФ — этим объясняется хаотичный развал обломков и отсутствие каких-либо опознаваемых конструкций, кроме носа: кормовой части, надстройки, машин. Однако, что стало с останками пассажиров и почему транспорт не был учтён как братская могила — вопрос темный. Но все же историческая справедливость была восстановлена спустя 70 с лишним лет. Тольяттинские исследователи при поддержке керченских историков инициировали процедуру постановки «Рот Фронта» на учёт как братского воинского захоронения.