Из цикла "Жизнь наша лицейская"
Пушкин несколько раз приступал к автобиографическим запискам, но так и не довёл их до конца. Однако сохранились их «программы». В первой из них среди конспективных записей за 1811 и 1813 годы отдельно, без всяких пояснений стоит – «1812 год».
Наверное, нет нужды объяснять, что значит этот год для жителей России. А вот как воспринимали его в Лицее?
«Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого Лицея; мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита!» - вспоминал И.И.Пущин.
«Обнимались с родными и знакомыми» - наверное, у каждого лицеиста в армии был кто-нибудь из близких людей.
Мужчины семьи Пушкиных не воевали. С.Л.Пушкин 25 июня 1812 года был произведён в чин военного советника, служил в комиссии Московского комиссариатского депо, в составе которой выехал с семьёй в Нижний Новгород перед занятием Москвы французами. А в 1814 году он станет начальником комиссариатской комиссии резервной армии в Варшаве. «Шестидесятилетний дядя Пушкина Павел Львович записывается в ополчение», - пишет Н.Я.Эйдельман. Немного странно… Дяди Павла Львовича у Пушкина не было, был Пётр Львович, родившийся в 1751 году, – может быть, речь о нём?
Но всё это вовсе не значит, что юный поэт был в стороне от событий.
Есть у Пушкина не очень известное стихотворение – «На возвращение государя императора из Парижа в 1815 году», его редко вспоминают, наверное, из-за панегирического настроя по отношению к императору. Но интересно здесь другое:
Обнялся с братом брат; и милым дали руку
Младые ратники на грустную разлуку;
Сразились. Воспылал свободы ярый бой,
И смерть хватала их холодною рукой!...
А я.... вдали громов, в сени твоей надежной...
Я тихо расцветал, беспечный, безмятежный!
Увы! мне не судил таинственный предел
Сражаться за тебя под градом вражьих стрел!....
Сыны Бородина, о Кульмские герои!
Я видел, как на брань летели ваши строи;
Душой восторженной за братьями спешил.
Почто ж на бранный дол я крови не пролил? – вот как будет писать шестнадцатилетний поэт.
В 1835 году Пушкин напишет стихотворение «Полководец», посвящённое памяти М.Б.Барклая де Толли. Наверное, в нём отразятся воспоминания о лете 1812 года, когда лицеисты обсуждали замену главнокомандующего, когда велись разговоры об измене Барклая. И не мог, наверное, Пушкин не вспомнить о переживаниях одного из ближайших друзей, Кюхельбекера, родственника полководца, принятого в Лицей по его ходатайству,- ему, наверное, тогда было тяжелее многих.
О вождь несчастливый!.. Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шёл один ты с мыслию великой,
И, в имени твоем звук чуждый не взлюбя,
Своими криками преследуя тебя,
Народ, таинственно спасаемый тобою,
Ругался над твоей священной сединою…
Часто в художественной литературе мы можем встретить рассказы о том, как юные лицеисты (и Пушкин в том числе) хотели бежать в армию, сражаться… Никаких документальных подтверждений этому нет. Но несомненно, что все в Лицее ждали известий с полей сражений. «Читались наперерыв русские и иностранные журналы, при неумолкаемых толках и прениях; всему живо сочувствовалось у нас: опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему» - из воспоминаний Пущина.
И.В.Малиновский прокомментировал пушкинские строки
Вы помните, текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Шёл мимо нас… -
«Да, именно так. И после провода одной из ратей воспитанники до того одушевились патриотизмом, что, готовясь к французской лекции, побросали грамматику под лавки, под столы».
Известно, что известие о сражении при Бородине (о победе!) было получено30 августа и лицеисты в этот день играли самодеятельный спектакль "Роза без шипов", сочинённый «на злобу дня» их педагогом Иконниковым. А потом придёт известие о сдаче Москвы
Края Москвы, края родные…
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принёс я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..
Где ты, краса Москвы стоглавой,
Родимой прелесть стороны?
Где прежде взору град являлся величавый,
Развалины теперь одни.
Сохранилась секретная переписка министра А.К.Разумовского с директором Лицея В.Ф.Малиновским: готовилась эвакуация. «Как в настоящих обстоятельствах легко случиться может, что назначено будет отправить воспитанников Лицея на время в другую губернию, то необходимо принять заблаговременно нужные для сего меры». Директору предписывается определить, кто будет сопровождать учащихся, обеспечить лицеистов тёплой одеждой, позаботиться о ящиках для укладки вещей…
Эвакуация не состоялась. Первую годовщину открытия Лицея воспитанники отмечают, уже зная об уходе наполеоновского войска из Москвы.
А к новому 1813 году Россия уже свободна от войск захватчиков. И у лицеистов появляются новые интересы…
Если статья понравилась, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!
«Оглавление» всех публикаций о Лицее смотрите здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь
Навигатор по всему каналу здесь