Человек любознательный может задаться вопросом: как прямо посреди воды возник столь богатый, выдающийся город? Почему венецианцам на земле не сиделось как всем соседям?
Давайте разбираться в цепи событий.
Жители лагуны
Венеция, как и окружающий регион, получила свое название от племени венетов, что повстречались здесь римлянам (от которых мы всю историю и знаем). Римляне, по своему обыкновению, венетов покорили, а их земли вклюли в свою провинцию – Цизальпийскую Галлию.
Аборигены в будущей венецианской лагуне жили и активничали еще тогда - немногочисленные рыбаки, до которых большому миру не было мало дела. Торговые пути и другая серьезная экономическая активность античности эти в будущем золотые болота обходила стороной. Глушь, одним словом.
Лагерь беженцев
В 5 веке, с падением Римской Империи тихая и спокойная жизнь закончилась – округа стала проходным двором по которому шли бесчисленные потоки переселяющихся (и не слишком любезно настроенных) варваров.
Спасаясь, жители бывших римских прибрежных городов, прихватили пожитки и укрылись на болотистых островах в лагуне – сперва, должно быть, временно, а потом, так и не дождавшись скорого улучшениях обстановки, остались навсегда. Были это люди как простые, так и весьма видные, кто свои спасенные деньги и умения еще пустит в ход.
Первая версия Венеция была пока еще весьма скромным местечком и, кстати, кочевала, пробуя зацепиться на разных островах лагуны (подыскивая баланс между удобством и безопасностью). Современное место – явных выбор в пользу максимальной безопасности, хоть и самый неудобный для жизни. Но времена такие были, не до шуток!
Маленькая (но хорошо расположенная) Республика
Формально венецианцы все еще были подданными Византийской Империи, стремительно теряющей свои владения в Италии. Не желая терять и последний опорный пункт, императоры не слишком “прессовали” местных, позволяя им немало самостоятельности в обмен на лояльность.
В 727 венецианцы уже хорошо распробовали воздух болотно-островной свободы и сами выбирали своего правителя дожа (“герцог” по-местному). Их потом еще будет 120! Венецию еще ждет почти 1000 лет своеобразной не особенно демократичной демократии. Византийцы выбор венецианцев одобрили, что, впрочем, уже стало формальностью. А следующих дожей выбирали уже никого не спрашивая.
Но не все венецианцам масленица – были крупные хищники в округе. Карл Великий, который началу 9 века с великим аппетитом прихватил под свою власть большую часть западной Европе, решил разделаться и с недоразумением в виде Венеции. Отправил армию, да не тут то было – оказалось, что осаждать остров посреди болота идея так себе, воины начали погибать от болезней. Погрустив на болоте полгода, франки пришли мириться.
Так венецианцы заняли крайне удобную во всех отношениях позицию – в природной крепости (которая еще очень долго будет всем не по зубам) и дипломатическом и торговом пересечение между востоком и западом.
Важным престижным событием эпохи стало обретение венецианцами мощей Святого Марка – покровителя города. В авантюрах что ждали горожан без помощи серьезного святого было не обойтись...
Войны и барыши
В 9-10 веке город уже серьезно отстроили город в близкой к современной конфигурации (с домами на сваях и каналами, но пока еще было много деревянных построек и относительно мало роскоши – как и в большей части остальной Европы).
Время вновь выдалось непростым – тут тебе и арабы разбаловались в Средиземноморье, славяне – в Адриатике, венгры прискакали, став настоящим ужасом для всей Европы. А на сладкое еще и норманны доставили себя из северных морей, хватая все, что плохо лежит. Венецианцы, хотя старались приторговывать, развернуться пока не могли.
Но проводя, как бы сейчас сказали, очень прагматичный менеджмент рисков, венецианцы неустанно "работали" с врагами – кого подкупили, кого отправляли на морское дно, не забывая и добротной дипломатии, как с Византией (с которой превратились из младшего все более доминирующего партнера) и воинственными католическими королями (которых нередко использовали в своих планах как грубую силу).
К 1099, году 1-го Крестового похода, Венеция была уже богатейшим городом католической Европы и первой морской державой в Средиземноморье, обеспечивая транспортные перевозки для христианского войска. В обмен город получал наличные, доли будущей добычи и множество очень выгодных торговых прав, от византийцев, крестоносцев, а иногда сделки заключались и с мусульманами, с которыми активно велась теневая дипломатия.
Несмотря на все доставшиеся в ходе Крестового похода богатства, венецианцы уже присматривались к главному призу Средиземноморья – бывшей своей метрополии, Константинополю...
Вторая часть рассказа о Венеции пока плывет на венецианской галере. Ждите!
Спасибо!