На Черном море судоходство существовало с древних времен. Корабли самых разных народов бороздили его воды, и во все эпохи, по вине непогоды или войн - последним их пристанищем стало морское дно.
Тысячелетия назад по Черному морю проходили оживленные торговые пути, и из за сложной навигации античные греки называли наше море "Негостеприимным". Много греческих галер, перевозивших ценные товары (золото, амфоры, наполненные маслом и вином), застигнутые в море штормом, не успевали добраться до безопасных бухт и тонули, становясь жертвами стихии.
Не мало судов погибло во время морских сражений и в русско-турецкие войны, и мировые.
Тайны затонувших кораблей
Покоящиеся на морском дне корабли всегда волновали историков, археологов, кладоискателей и обычных людей. Человек по своей натуре тянется ко всему таинственному, к судьбам погибших судов, обстоятельствам их гибели, многие тайны которых до сих пор не разгаданы.
Раньше исследовать затонувшие корабли могли только специальные водолазные службы, но сейчас, снаряжение аквалангиста доступно в свободной продаже в спортивных магазинах, и любой желающий, может, пройдя специальную подготовку, получить сертификат, позволяющий заниматься дайвингом.
Многие затонувшие корабли и самолеты лежат не глубоко, например, в акватории курорта Анапа в Черном море, глубина нахождения объектов составляет 10 - 45 м., что для сертифицированного дайвера вполне доступно.
Погружение к затонувшему кораблю - опасное приключение, и безопаснее осматривать объект только снаружи, и внутрь ни в коем случае не заплывать. Неопытному дайверу, без специальной подготовки и необходимого снаряжения проникновение в затонувший корабль смертельно опасно.
Ржавые металлические конструкции, которые могут в любой момент обрушиться, рваные фрагменты корпуса - последствия взрывов при попаданиях торпед и снарядов или других повреждениях во время гибели судна, рыбацкие сети, которыми корабль бывает опутан, словно паутиной, это далеко не все опасности, подстерегающие любопытных аквалангистов. В трюмах и каютах большого корабля можно просто-напросто заблудиться и остаться там навсегда. Бывали случаи, когда даже хорошо подготовленные технические дайверы, совершали роковые ошибки и не возвращались. Например, в отсеках затопленного в акватории Новороссийска линкора «Свободная Россия», флагмана Черноморского флота Российской империи, погибли несколько опытных дайверов. Имело место стечение каких-то роковых обстоятельств, и что там произошло, так и осталось тайной.
Черное море умеет хранить свои трофеи, благодаря составу воды корабли и самолеты, лежащие на морском, дне неплохо сохраняются. Например, когда мы погружались на сбитый во время войны и пролежавший на морском дне больше 70 лет фронтовой бомбардировщик "Дуглас А-20 Бостон", лежащий на глубине 35 метров, мы в этом наглядно убедились. Крупнокалиберный пулемет находящийся на борту, до сих пор, может свободно вращаться на турели и убираться в специальный отсек, створки которого легко открываются, бортовой номер прекрасно читается, а краска выглядит, как будто нанесена только вчера.
В Черном море много представляющих интерес для осмотра объектов, затонувших в Великую Отечественную войну. Только на промежутке от Керченского пролива до города-героя Новороссийска, погибло множество судов и самолетов, большие потери несли обе воюющие стороны.
Наши войска, ведя на суше успешные боевые действия, создали для немцев зависимость от морских поставок живой силы и вооружений. Вдоль берега, мимо Анапы в сторону Новороссийска тянулись вражеские транспортные суда и десантные баржи в составах конвоев, их прикрывали боевые корабли и с воздуха «Фокке-Вульфы» с «Мессершмиттами». Наша штурмовая авиация, вступая с охранением в яростную схватку, уничтожала конвой за конвоем, в боях участвовали советские штурмовики «Ил-2» и «МиГ-3», неся серьезные потери.
Множество боевых и транспортных кораблей и самолетов тогда не вернулись на свои базы, и остаются пропавшими без вести до сих пор. Некоторые из них находят случайно, бывают неоднократные зацепы рыболовных сетей в определенных квадратах - такие места отмечают на навигационных картах и обследуют дайверы. Так были обнаружены штурмовик «Ил-2» в районе курортной станицы Благовещенской, пароход «Кола», «Гордипия» и другие.
В наши дни организуются экспедиции по поиску погибших судов, используются архивные данные, рассказы очевидцев тех событий. Какие-то суда находят, какие-то нет.
Представьте например, если судно везло боеприпасы и в него угодила авиабомба или попал снаряд с берегового орудия крупного калибра, от него останется только набор днища и раскиданные по дну фрагменты корпуса, все это заносятся донными отложениями, и судна, как и не бывало.
На найденные корабли-герои устанавливаются мемориальные таблички в честь памяти погибшим морякам, сгинувшим в море во время той страшной войны…
Подводные съемки - гостя нашего дайвинг-центра «Аква Глобус» Валерия Андронова (смотрите видео в начале статьи).
Приглашаем новичков на погружения в Черное море с профессиональными инструкторами нашего дайвцентра: Владимира Прохоренко, Алексея Вартанянца, Валерия Фурсова и других.
Подписывайтесь на наш канал, посвященный Черному морю и курорту Анапа, чтобы не пропустить новые интересные публикации.
Заходите в раздел, посвященный дайвингу в Анапе на нашем сайте: https://anapacity.com/dayving-anapa/