Найти тему
Субъективный путеводитель

Аргаванд. Азербайджанский мавзолей, уцелевший в предместьях Еревана.

Со стороны Гюмри и древнего Эчмиадзина последнее село перед Ереваном - буквально вклинивающийся в его микрорайоны Аргаванд, визуально и инфраструктурно полностью слившийся с городом. Граница здесь проходит по улице, когда-то бывшей ереванской окружной, и вот эти не в меру ереванские по своей архитектуры микрорайоны - всё-таки с внутренней её стороны:

Вытянувшийся от окружной до аэропорта Аргаванд у трассы встречает буйством торговли, сразу заставляющим вспомнить Турцию или Иран. Но уже парой кварталов в стороне тут тихо и пустынно:

-2

До 1945 года Аргаванд был азербайджанским селом Джафарабад, и в отличие от десятков других стёртых с карты азербайджанских селений Армении, даже сохранил об этом напоминание. За советским Алёшей и постсоветским хачкаром стоит редчайший сохранившийся памятник эпохи тюркского господства над Арменией - Мавзолей туркменских эмиров:

-3

Он был построен в 1413 году, когда хозяином земель от Кавказа до Персидского залива был Кара-Коюнлу - союз "чёрных овнов" (по тамге знамён), часть хаоса огузских племён, возникшего на руинах Сельджукской империи и позднее сложившегося в Турцию, Азербайджан и Иран. Из "чёрных овнов" был и Джаханшах, в 1441 году пригласивший армянского католикоса вернуться к истокам в Эчмиадзин. Долина Арарата у кочевников имела своё название - Чухур-Саад, то есть Саадова низина: её заняло туркменское племя саадлы, чей вождь известен в хрониках под именем Эмира Саада.  Аргавандский мавзолей воздвиг то ли сам Эмир-Саад, то ли уже его сын Пир-Хусейн:

-4

На самом деле не очень понятно, как этот мавзолей вообще мог уцелеть - если азербайджанцы воюют с армянским наследием сейчас, то армяне извели большую часть тюркского наследия ещё в те времена, когда это не считалось предосудительным. Если не считать совсем уж руинированные мечети, то ныне тюркские памятники в Армении можно пересчитать по пальцам одной руки, да и собраны они все в двух местах - Ереване и деревне Джиджимли (Ваноца) у карабахской границы.

-5

По своей архитектуре мавзолей Эмира Саада - типичный "нахичеванский тип", от мавзолеев азербайджанского эксклава отличающийся в первую очередь типично армянской облицовкой из тёсанного розового туфа. Вместе с тем, прежде чем стать азербайджанцами, кочевники-туркмены приняли шиизм, частью осели по оазисам и городам да ассимилировали кавказских албанцев и персоязычных айзери.

Так что и в Азербайджане такой памятник могли бы с чистой совестью считать своим, и определение "туркменский" не то чтобы грешит против истины. Но здесь оно буквальнее, чем кажется - страны Средней Азии не спешат демонстрировать солидарность с Азербайджаном, и в 2012 году Армению посетил Великий Аркадаг Туркменистана Губарнгуллы Бердымухаммедов. Свозили величайшего гостя в том числе и сюда, а по итогам договорились, что армяне отреставрируют у себя тюркский мавзолей, а туркмены у себя - армянскую церковь.

-6