Современный мир одержим продуктивностью. Мы постоянно читаем о лайфхаках других менеджеров и пытаемся стать как можно эффективнее. Но это неустанное стремление к продуктивности бьет по креативности, которая сегодня тоже очень важна. Все мы слышали, что в будущем, когда машинное обучение и искусственный интеллект возьмут на себя поверхностную, рутинную работу, самыми ценными качествами станут изобретательность и находчивость. Как же нам создать условия для творчества, когда наш рабочий ритм заточен на механическое выполнение задач из списка?
В 1939 году Джеймс Уэбб Янг, начальник рекламного агентства на Мэдисон-авеню, написал подробное руководство по творчеству и назвал его «Методика создания идей». В этой короткой книге Уэбб Янг напоминает, что «идея — это не больше и не меньше, чем сочетание старых компонентов». С его точки зрения, креативность — это способность замечать новые связи между знакомыми мыслями. Уэбб Янг тоже предлагает удивительно простую методику творческого мышления.
Во-первых, соберите материалы, которые относятся к вашей сфере интересов и могут заставить вас подумать о чем-то новом. Уэбб Янг предупреждает, что это планомерный, трудоемкий и не слишком приятный процесс.
Затем нужно усвоить эти материалы. Уэбб Янг предлагает вести заметки на маленьких карточках (как будто вы готовитесь к школьному экзамену) и искать связь между карточками (как будто решаете головоломку). В какой-то момент он предлагает перемешать карточки, чтобы поискать новые связи.
Последняя часть метода вызовет у современного ревнителя продуктивности ярость: нужно просто ничего не делать. Уэбб Янг призывает нас каким-нибудь образом отвлечься от проблемы и поручить ее подсознанию. Забудьте о проблеме и максимально вытесните ее из своего разума, а затем обратитесь к чему-то, что стимулирует ваше воображение и эмоции, советует Янг. Он считает, что после такой, зачастую неприятной, подготовки «идеи приходят из ниоткуда»: на прогулке, во время прослушивания музыки, в кино или, как мы уже выяснили, в душе.
Многие могут подтвердить, что этот испытанный временем метод действует. Лучшие идеи действительно приходят именно тогда, когда мы как будто ни о чем не думаем. Лин Мануэль Миранда рассказывал, что идея успешнейшего мюзикла «Гамильтон» пришла к нему, когда он пытался расслабиться на мексиканском пляже. Кевин Систром, создатель Instagram, тоже придумал свое знаменитое приложение во время прогулки у моря в Мексике.
Специалисты по нейронаукам отметили бы, что именно в моменты отдыха мозг переходит в пассивный режим. Мы оказываемся в этом состоянии, когда отвлекаемся и наши мысли уходят куда-то очень далеко. Это происходит, например, когда нам скучно. Но современное общество практически искоренило скуку: нас постоянно поджидают какие-нибудь внешние стимулы. И из-за этого мы разучились дремать наяву, погружаясь в пассивный режим.
Желание стать продуктивнее — абсолютно логичный ответ на растущие запросы. Но постоянный поиск эффективности может зайти слишком далеко. Если мы действительно ценим оригинальные и креативные мысли, нужно признать, что продуктивность и креативность могут мешать друг другу. Для продуктивности нам нужно сфокусироваться, а для креативности — «расфокусироваться».
Материал подготовлен специально для читателей сервиса «Яндекс.Дзен» на основе статьи Брюса Дейсли в HBR Россия «Хотите быть креативными? Ничего не делайте». Другие материалы о профессиональном и личностном росте вы всегда можете найти в разделе «Карьера» на сайте hbr-russia.ru.