«Как вы относитесь к космополитизму? Ведь космополитизм — идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов нации или государства, рассматривающего человека как свободного индивида».
То есть я — гражданин мира? Я не думаю, что это хорошо. Я могу поставить интересы всего человечества выше интересов нации или конкретно России, если речь идет о существовании Земли и всего человечества как такового, если речь идет о Третьей мировой ядерной войне, когда мы будем все уничтожены. В этом отношении я космополит.
«Вы рассматриваете человека как свободного индивида?»
Да, но что мы под этим понимаем? Свободу мы не понимаем как вседозволенность. Свобода — это категория довольно тонкая, здесь нужно пояснять, что имеется в виду. А по поводу «гражданин мира», «стереть все национальные различия» — я не думаю, что это хорошо. На самом деле, это приведет к полной катастрофе. Это всё очень красиво звучит, но приведет к катастрофе мирового масштаба.
Давайте отойдем от христианства, от православия. Есть модель, которая по духу тоже православная. В Советском Союзе в этом отношении было замечательное воспитание, вполне христианское. Советского человека учили любить свою Родину, он был патриотом. Но при этом это была любовь именно к своей Родине, а не ненависть к чужой. Человек любил и ценил свое, но он так же мог и другое что-то узнать и любить, ценить и уважать. Советский Союз в этом плане дал очень хорошее воспитание — мы любили свою Родину.
В Советском Союзе было 200 или 300 народностей. За время существования Советского Союза около 30 или 40 народностей получили свои алфавиты, свою письменность. В рамках Советского Союза национальная идентичность поощрялась и поддерживалась. Это был православный подход. Православная Церковь именно так относилась. Если объективно посмотреть, Советский Союз в этом отношении — наследник Российской империи. Церковь в Российской империи не уничтожала всех инакомыслящих (как это сделали в Америке с индейцами), и мы сохранили нации, культуры, религии.