Найти тему
ВВС Северного флота

Самолеты ВВС Северного флота. "Летающие парты" Североморцев У-2 и УТИ-4. А так же редкие УИл-2 и УСБ.

Оглавление

И снова, когда мало что известно про какие-то самолеты, объединяю в одной статье несколько машин. Это общеизвестные У-2 и УТИ-4, а так же довольно редкие модификации ударных машин - УИл-2 и УСБ.

У-2/По-2

У-2 или По-2 (Поликарпов-2) — советский многоцелевой биплан, созданный в 1927 году в СССР, под руководством Н. Н. Поликарпова. Один из самых массовых самолётов в мире. Строился серийно до 1953 года, было построено 33 000 машин. В 1944 году после гибели Поликарпова переименован в По-2 в честь его создателя.
У-2 имел широкий спектр применения в сельском хозяйстве, связи и других областях. Существовали штабные, санитарные, предназначенные для аэрофотосъёмки, пассажирские, поплавковые и многие другие модификации. В 1932 году был разработан учебно-боевой вариант У-2 (У-2ВС), который мог брать с собой шесть 8-килограммовых бомб на держателях, а в задней кабине машины располагалась стрелковая точка с пулемётом ПВ-1.
С началом Великой Отечественной войны имевшиеся стандартные варианты У-2 стали переделывать в лёгкие ночные бомбардировщики. Бомбовая нагрузка варьировалась от 100 до 350 кг.
По материалам из Википедии

По имеющимся у меня данным, самолет У-2 "засветился" в составе 72-го, 78-го и 255-го ИАП и 53-го САП ВВС СФ. Хотя наверняка, этот самолет был и в других полках ВВС СФ. Вероятнее всего, в этих подразделениях он использовался исключительно как штабная машина.

Две самые известные фотографии, на которой можно увидеть У-2 из состава ВВС Северного флота, были сделаны, когда осматривался Мессершмитт немецкого аса Рудольфа Мюллера, сбитого летчиками 2-го ГвИАП.

Фото из открытых источников. Из собрания автора.
Фото из открытых источников. Из собрания автора.
Фото из открытых источников. Из собрания автора.
Фото из открытых источников. Из собрания автора.
О сделанной мной масштабной модели этого Мессера можно прочитать на этом канале в статье "19 апреля 1943 года летчики-североморцы приземлили аса из JG 5 «Eismeer» Рудольфа Мюллера."

УТИ-4

Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 является наиболее массовым вариантом И-16. За годы серийного строительства заводы построили около 3400 таких самолетов.
Он оснащался двигателями М-25А и М-25В, и конструктивно во многом повторял И-16 тип 5 без вооружения. Элероны были сделаны увеличенного размаха, механизм их дифференциального опускания на посадке не использовался, посадочные щитки не монтировались. Ручное управление самолетом и двигателем было двойное. Подъемник шасси и механический указатель подъема шасси были оборудованы в задней кабине. Радиостанция не устанавливалась, а для связи между инструктором и учеником был предусмотрен стандартный переговорный аппарат, представляющий систему трубок с раструбами.
По материалам сайта "Уголок неба"

Мне пока известно, что самолеты УТИ-4 числились в составе 2-го ГвИАП и 255-го ИАП ВВС Северного флота. Причем, в составе Гвардейского полка УТИ-4 "засветился" в 1942-ом году, а в составе 255-го ИАП - в 1943-ем. И я не исключаю, что, возможно, это был один и тот же самолет.

Фото из открытых источников. Из собрания автора. 2-ой ГвИАП, 1942 год.
Фото из открытых источников. Из собрания автора. 2-ой ГвИАП, 1942 год.
Фото из открытых источников. Из собрания автора. 2-ой ГвИАП, 1942 год.
Фото из открытых источников. Из собрания автора. 2-ой ГвИАП, 1942 год.

Кроме этих известных всем и каждому "летающих парт", у меня есть данные о наличии в составе ВВС Северного флота как минимум двух учебных модификаций ударных самолетов.

УИл-2

Фотография из открытых источников
Фотография из открытых источников

Обломки учебного самолета УИл-2 № 1876265 из состава 46-го ШАП ВВС СФ были найдены совершенно случайно в октябре 2011 года.

Фото Андрея Копыткова с сайта sk16.ru/forum
Фото Андрея Копыткова с сайта sk16.ru/forum
25 декабря 1943 года при выполнении учебного бомбометания и стрельб погиб экипаж 2 эскадрильи 46-го штурмового авиационного полка Северного флота в составе летчика младшего лейтенанта Гордиенко Ивана Митрофановича и воздушного стрелка краснофлотца Лоргина Виктора Георгиевича.
Более подробно о трагедии можно прочитать в теме "УИл-2 № 1876265, 46 ШАП (экипаж Гордиенко, Лоргин)" у меня на форуме.

УСБ

По учебному варианту самолета СБ у меня информации тоже не много:

Есть фотография и боковик самолета УСБ б/н 6 из состава 72-го САП ВВС СФ.

Фото взяты с сайта sk16.ru/forum
Фото взяты с сайта sk16.ru/forum

Есть фотография самолетов ВВС северного флота, где виден самолет УСБ между двумя "Пешками".

Фото из открытых источников. Из собрания автора.
Фото из открытых источников. Из собрания автора.

И есть данные о катастрофе 23.12.1942 г. самолета УСБ из состава 28-ой ОРАЭ ВВС СФ (в дальнейшем - 2-я РАЭ 118-го РАП ВВС СФ) при перелете по маршруту Ваенга - Ягодник. Погибли: гвардии капитан Зарубин Н.Е. и гвардии лейтенант Белов П.О.

ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 143
ЦВМА, фонд 787, опись 2, дело 143
Если у вас есть, что добавить к статье, или есть другие фотографии учебных самолетов в составе ВВС Северного флота в годы Великой Отечественной войны, пишите!
Если вам не понравилась статья, или есть замечания к стилистике изложения, тоже пишите в комментариях. Ваше мнение очень важно для меня!