Найти тему

Изучение опыта учителей по использованию занимательного материала

Активность личности в обучении является важнейшим фактором для достижения целей обучения, общего развития личности.

Новый стандарт НОО предъявляет новые требования к результатам начального образования. Выпускник начальной школы должен не только владеть системой знаний, умений и навыков. В стандарте сказано, что ребёнок, оканчивающий начальную школу, – это человек любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности.

Однако педагоги часто отмечают у школьников равнодушие к знаниям, нежелание учиться, узнавать что-то новое, низкий уровень познавательной активности.

Интерес к учению есть там, утверждает В. Сухомлинский, где есть вдохновение, рождающееся от успеха.

Этот самый успех, который способствовал увеличению уровня познавательной активности, был достигнут в работе учителя Т.В. Шаповаловой МБОУ СОШ № 1 с. Арзгир. Более подробно остановимся на дидактических играх, который учитель применял на своих занятиях по окружающему миру. Педагог, во время проведения занятий определил следующие задачи:

1) Разработать и апробировать серию дидактических игр на уроках окружающего мира во 2 классе;

2) Определить эффективность использования дидактических игр как средства развития познавательного интереса на уроках окружающего мира во 2 классе.

На уроке по теме: "Страна грибов", целью которого была знакомство с многообразием грибов, он апробировали дидактическую игру "Собери грибы в корзинку". Эта игра проводится на этапе усвоения новых знаний. Ученикам предлагается рассортировать в две корзины грибы: съедобные и не съедобные. Подводит к решению данного задания заранее обозначенный персонаж из сказки.

Таким образом, во время проведения игры, дети с интересом общаются, отвечают на вопросы, играют, стараются победить. Работа в команде способствует формированию познавательных интересов обучающихся.

На следующем уроке по теме "Ты и твои друзья" на этапе закрепления новых знаний педагог апробировали дидактическую игру "Театр". Цель занятия – познакомить детей с повадками и особенностями животных. Суть игры заключается в том, что каждый ученик превращается в сказочное животное.

При проведении игры, учащиеся раскрывают свои таланты, детям становится интересно, они с большим интересом выполняют команды учителя, каждый ученик стремится выполнить задание лучше.

На следующем уроке по теме: "Какие бывают животные?", учитель апробировали дидактическую игру "Синквейн" на этапе закрепления новых знаний. Цель данного занятия – более подробно изучить царство зверей. В этой игре учащиеся делятся на четыре группы и из данных слов составляют пятистишье и каждая группа представляет свой синквейн.

Таким образом, во время проведения игры, дети познакомились с такой игрой, как "Синквейн". Им было интересно работать в группах, составлять из данных слов пятистишье о разных животных. В основном дети работали самостоятельно, иногда просили помощь у учителя, у всех четырёх групп было огромное стремление победить.

Исходя из этого, можно сделать следующий вывод, что на уроках окружающего мира педагоги используют различные дидактические игры.

Каждая игра нацелена на решение дидактических задач. В ходе дидактических игр идет работа по закреплению и обобщению знаний обучающихся, развивается познавательная активность, формируется умение работать в парах, развивается интерес к изучению окружающего мира, а так же умение использовать в работе ранее полученные знания. В процессе подготовки и во время проведения дидактических игр у обучающихся развивается познавательный интерес к предмету; в процессе игровой деятельности происходит формирование коммуникативных, регулятивных, познавательных учебных универсальных действий. Но самое главное, на наш взгляд, у обучающихся формируется познавательный интерес, желание узнавать больше, открывать новые знания, они с большим интересом работают с дополнительным материалом, интернет - источниками.

Каждая дидактическая игра направлена на организацию деятельности обучающихся. Выполнение правил дидактических игр требует усвоение способов и культуры общения, ответственности, точности. У обучающихся развиваются умения высказывать своё мнение, определять и формулировать цель деятельности, сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы, работать в команде, развивается познавательный интерес.