Высоцкий, Цой, Бодров… До сих пор люди готовы тратить последние деньги на футболку с изображением его – своего героя.
Женщины пищат от восторга, мужчины хотят на них походить. Это они, три богатыря, готовые повести за собой миллионы. Ещё при жизни. А уж, после собственной смерти, когда обрели вечность… В чём же секрет такой внутренней силы? Всем нам нужен старший брат. Он может даже не жить с нами под одной крышей, но, когда выпивающий отец поколачивает своих детишек… И мать больна и работы нет, и на улице ещё пытаются ограбить - все подсознательно ждут: откроется дверь и на пороге появится старший брат, который защитит вас и решит все проблемы.
Во все времена человечество нуждалось в таких героях. Простых, желательно из того же самого народа. Молчаливых и сильных. Тех, кто не побоится выйти один с голыми руками на полчище врагов. Пока все прячутся по лавкам, находится кто-то, кто своей невозмутимостью и бесстрашием ведёт за собой в бой. А там, уж и умирать не страшно. "На миру и смерть красна", как пел Цой.
Какими чертами должен обладать герой? Он мужественен, сексуален, молчалив, суров, обаятелен, со сдержанным чувством юмора, непобедим, честен. Не обязательно красив (это даже ему во вред). И немножко нахален. Всеми этими чертами обладают экранные герои Высоцкого, Цоя и Бодрова. Именно экранные, поскольку только через экран мы и знакомимся с ними. В жизни-то мы их не знаем. Может, и к лучшему.
До Высоцкого таким героем, наверное, был Есенин или Маяковский. Оба они загадочно умирают. Высоцкий – если не загадочно, то в возрастном плане, несвоевременно – это уж, точно. А в 80-х его место занимает Цой. Не сразу, конечно, а после фильма «Игла». До этого, по некоторым сведениям, в рок-среде над ним даже посмеивались и особо всерьёз не воспринимали. Но после 1988 года сочетание визуального образа с аудио-рядом сдетонировало и взорвало психику всей страны. Назовём это: взорвало сердца! «АССА» – лишь как специя к этому, уже готовому блюду. Появился новый герой! И было наплевать на продуктовые талоны, очереди, грязь и безденежье. А может, как раз благодаря этим обстоятельствам, он и стал значимым. Когда сыто и солнечно, герой не так заметен, как на фоне серости, голода и войны.
И что удивительно: герой-то - не русский. Азиат. Но этого никто не замечает. Для всех он - русский. Да и какая разница: румын, болгарин… И он умирает загадочной смертью. И никто не верит в нелепый несчастный случай. Умирает и становится легендой. Как Есенин, Маяковский, Высоцкий.
Но культура не терпит пустоты, и на горизонте появляется новый герой – Бодров! Не он сам, его образ, конечно - Данила Багров. И новый герой - как тень прежнего. Как младший брат, подобравший меч убитого старшего. Встал в строй и повёл за собой войско.
Образ Бодрова как будто списан с Цоевского Моро в "Игле". Давайте сравним.
Цой-Моро:
Брутален,
Хмур,
Немногословен,
Боевит,
Сексуален,
В меру нахальный и весёлый.
По всем пунктам совпадение с образом Бодрова. Оба - в чёрно-серых тонах и тональности. Плюс одежда. Цой: чёрная куртка, длинное пальто.
Данила Багров: серый грубый свитер, чёрное пальто.
И экранные женщины обоих этих героев далеко не ушли друг от друга.
В «Игле» - героиня связанная с мафией наркоманка. В «Брате» – простая, бедная, выпивающая, но тоже вынуждена общаться с хмурыми питерскими отморозками. Во второй части фильма – вообще проститутка. И скорее всего, в прошлом и наркоманка, и конечно же связанная с криминалом. Ну и выпивоха, разумеется. И все три – способны на поступок. Женщины на грани. Как, собственно, и сам герой.
И Моро, и Багров, когда понимают, что этим женщинам уже не помочь, покидают их. В обоих фильмах это один и тот же кадр – герой закрывает за собой дверь и уходит. Ах, да, вставшая на путь исправления, бывшая проститутка Мэрилин - спасена! По крайне мере, в кадре. Что её ждёт на родине, можем лишь догадываться. Скорее всего, прошлое возьмёт верх.
И Бодров погибает одновременно и загадочной и символической смертью – завален под грудой камней. Какая смерть для героя!
Да. Что ещё важно для героя: он появляется как бы ниоткуда и исчезает в никуда. Израненный, истекающий кровью, уходит, но все знают, что он подлечит свои раны и самым чудесным образом появится вновь. Воскреснет. Здесь он сродни Иисусу. Да, именно Иисусу, принявшему на себя наши страдания. И все ждут второго пришествия. Иисус - тоже герой. Первый герой. И для многих – последний.
И вернулся герой. И похож он на прежнего. И также любим и обласкан. И снова битва и снова герой изранен и… погибает. И все опять ждут следующего. А пока ждут, помнят и поминают прежнего. В этом смысле, каждый последний герой – предпоследний!
Высоцкий, Цой, Бодров…