Найти в Дзене

Предпоследний герой.

Высоцкий, Цой, Бодров… До сих пор люди готовы тратить последние деньги на футболку с изображением его – своего героя.

Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"

Кадр из фильма "Брат"
Кадр из фильма "Брат"

Владимир Высоцкий. (фото из открытого источника)
Владимир Высоцкий. (фото из открытого источника)

Женщины пищат от восторга, мужчины хотят на них походить. Это они, три богатыря, готовые повести за собой миллионы. Ещё при жизни. А уж, после собственной смерти, когда обрели вечность… В чём же секрет такой внутренней силы? Всем нам нужен старший брат. Он может даже не жить с нами под одной крышей, но, когда выпивающий отец поколачивает своих детишек… И мать больна и работы нет, и на улице ещё пытаются ограбить - все подсознательно ждут: откроется дверь и на пороге появится старший брат, который защитит вас и решит все проблемы.

Во все времена человечество нуждалось в таких героях. Простых, желательно из того же самого народа. Молчаливых и сильных. Тех, кто не побоится выйти один с голыми руками на полчище врагов. Пока все прячутся по лавкам, находится кто-то, кто своей невозмутимостью и бесстрашием ведёт за собой в бой. А там, уж и умирать не страшно. "На миру и смерть красна", как пел Цой.

Какими чертами должен обладать герой? Он мужественен, сексуален, молчалив, суров, обаятелен, со сдержанным чувством юмора, непобедим, честен. Не обязательно красив (это даже ему во вред). И немножко нахален. Всеми этими чертами обладают экранные герои Высоцкого, Цоя и Бодрова. Именно экранные, поскольку только через экран мы и знакомимся с ними. В жизни-то мы их не знаем. Может, и к лучшему.

До Высоцкого таким героем, наверное, был Есенин или Маяковский. Оба они загадочно умирают. Высоцкий – если не загадочно, то в возрастном плане, несвоевременно – это уж, точно. А в 80-х его место занимает Цой. Не сразу, конечно, а после фильма «Игла». До этого, по некоторым сведениям, в рок-среде над ним даже посмеивались и особо всерьёз не воспринимали. Но после 1988 года сочетание визуального образа с аудио-рядом сдетонировало и взорвало психику всей страны. Назовём это: взорвало сердца! «АССА» – лишь как специя к этому, уже готовому блюду. Появился новый герой! И было наплевать на продуктовые талоны, очереди, грязь и безденежье. А может, как раз благодаря этим обстоятельствам, он и стал значимым. Когда сыто и солнечно, герой не так заметен, как на фоне серости, голода и войны.

Кадр из фильма "АССА"
Кадр из фильма "АССА"

И что удивительно: герой-то - не русский. Азиат. Но этого никто не замечает. Для всех он - русский. Да и какая разница: румын, болгарин… И он умирает загадочной смертью. И никто не верит в нелепый несчастный случай. Умирает и становится легендой. Как Есенин, Маяковский, Высоцкий.

Но культура не терпит пустоты, и на горизонте появляется новый герой – Бодров! Не он сам, его образ, конечно - Данила Багров. И новый герой - как тень прежнего. Как младший брат, подобравший меч убитого старшего. Встал в строй и повёл за собой войско.

Образ Бодрова как будто списан с Цоевского Моро в "Игле". Давайте сравним.

Цой-Моро:

Брутален,

Хмур,

Немногословен,

Боевит,

Сексуален,

В меру нахальный и весёлый.

Кадр из фильма "Игла"
Кадр из фильма "Игла"

По всем пунктам совпадение с образом Бодрова. Оба - в чёрно-серых тонах и тональности. Плюс одежда. Цой: чёрная куртка, длинное пальто.

Данила Багров: серый грубый свитер, чёрное пальто.

И экранные женщины обоих этих героев далеко не ушли друг от друга.

В «Игле» - героиня связанная с мафией наркоманка. В «Брате» – простая, бедная, выпивающая, но тоже вынуждена общаться с хмурыми питерскими отморозками. Во второй части фильма – вообще проститутка. И скорее всего, в прошлом и наркоманка, и конечно же связанная с криминалом. Ну и выпивоха, разумеется. И все три – способны на поступок. Женщины на грани. Как, собственно, и сам герой.

И Моро, и Багров, когда понимают, что этим женщинам уже не помочь, покидают их. В обоих фильмах это один и тот же кадр – герой закрывает за собой дверь и уходит. Ах, да, вставшая на путь исправления, бывшая проститутка Мэрилин - спасена! По крайне мере, в кадре. Что её ждёт на родине, можем лишь догадываться. Скорее всего, прошлое возьмёт верх.

Дина и Моро. Марина Смирнова и Виктор Цой.
Дина и Моро. Марина Смирнова и Виктор Цой.

Кадр из фильма "Брат"
Кадр из фильма "Брат"

Данила Багров и Мэрилин. Фильм "Брат-2"
Данила Багров и Мэрилин. Фильм "Брат-2"

И Бодров погибает одновременно и загадочной и символической смертью – завален под грудой камней. Какая смерть для героя!

Да. Что ещё важно для героя: он появляется как бы ниоткуда и исчезает в никуда. Израненный, истекающий кровью, уходит, но все знают, что он подлечит свои раны и самым чудесным образом появится вновь. Воскреснет. Здесь он сродни Иисусу. Да, именно Иисусу, принявшему на себя наши страдания. И все ждут второго пришествия. Иисус - тоже герой. Первый герой. И для многих – последний.

И вернулся герой. И похож он на прежнего. И также любим и обласкан. И снова битва и снова герой изранен и… погибает. И все опять ждут следующего. А пока ждут, помнят и поминают прежнего. В этом смысле, каждый последний герой – предпоследний!

Высоцкий, Цой, Бодров…