Хусейн (мир ему) отказался приносить присягу такому человеку как Йазид, который полностью отказался от сунны Пророка (сав). В то же время он знал, что Валид бин Утба (наместник Медины) и Марван, по приказу Йазида, не оставят его в покое, пока не возьмут с него присягу.
Имам (мир ему) сказал Абу Хирре аль-Азди в связи со своим отъездом из Медины следующее:
«Сыновья Умайи разграбили мое имущество, и я проявил терпение. Они посягнули на мою личность, и я также проявил терпение. И только, когда они захотели пролить мою кровь, я был вынужден покинуть свой город»(Харазми, Мактал, т. 1, с. 226).
Имам Хусейн (мир ему), видя, что его не оставят в покое в Медине, принял решение переехать в Мекку. Но, прежде, чем покинуть город он оставил завещание своему брату Мухаммаду бин Ханафии.
В этом завещании он объяснил причины восстания для Ханафии и подобных ему желающих воспрепятствовать переезду из Медины:
«Именем Аллаха милостивого и милосердного.
Это завещание Хусейна бин Али своему брату Мухаммаду Ханафии.
Хусейн свидетельствует, что нет Бога кроме Аллаха, Мухаммад (С) - Его раб и посланник. Он принес от Аллаха для всего мира истинную религию Ислам.
Рай и ад - истина, Судный день настанет, нет никакого сомнения, что он произойдет. Всевышний Аллах в этот день воскресит всех людей.
Я не покидаю Медину из-за гнева, должности, интриг и угнетения.
Я восстал для того, чтобы исправить общину моего деда, для повеления добра, воспрепятствованию злу, для возрождения пути моего деда Посланника Аллаха (С) и моего отца Али бин Абу Талиба.
Поэтому, кто примет от меня эту истину (подчинится мне), тот примет путь Аллаха, а кто откажется (не подчинится мне), я буду терпеть, пока Аллах не рассудить нас с этим племенем (я продолжу свой путь).
Лучший из судей Аллах.
Мой брат, вот мое завещание тебе.
Помощь (тауфик) от Аллаха. Я уповаю на него и мое возвращение к Нему» (Мактал-и Харазми, т.1, с. 188)
В ту же ночь, когда имам Хусейн (мир ему) открыто отказался от предложения Валида принести присягу, он пошел посетить могилу своего деда Посланника Аллаха (С).
Сообщения о посещении есть в различных исторических источниках:
«В ночь, когда имам Хусейн (мир ему) вышел с собрания Валида, он пошел к гробнице Посланника Аллаха (С), встал у могилы деда и обратился к нему:
"Да будет мир над тобой, о, Посланник Аллаха! Я твой ребенок и сын твоей дочери Фатимы (мир ей) Хусейн. Я - твой внук, которого ты выбрал в качестве твоего наместника (халиф) среди твоей мусульманской общины для обретения ей божественного руководства и лидерства. О, Пророк Аллаха (С)! Будь свидетелем, что они не помогли мне, меня не защитили. Это мои жалобы на них, пока они не встретятся с тобой» (Мактал-и Харазми, т. 1, с. 186)
Йазид сел на трон, когда ему было 34 года. В начале его правления наместником Медины был Валид бин Утба, наместником Мекки Амр бин Саид бин аль-Ас, наместником Куфы Нуман бин Башир, наместником Басры же - Убайдуллах бин Зийад (Ибн Асир, аль-Камиль, т. 4, с. 14; Ибн Касир, аль-Бидайа, т. 8, с. 149)
Йазид без труда привел к присяге жителей Сирии, которых раньше привел к присяге своему сыну Муавия.
Привязанность куфийцев к Али (мир ему) и наличие хариджитов среди жителей Басры поначалу стало препятствием для приведения к присяге.
Приведение жителей Медины к присяге затрудняли пятеро человек, которые были в оппозиции и имена которых мы упомянули ранее. Как сообщает Табари, из них Ибн Омар и Абдуллах бин Аббас отказались от своих оппозиционных взглядов и присягнули Йазиду.
Необходимо было привести к присяге имама Хусейна (мир ему) и Абдуллаха бин Зубайра.
За свое короткое правления, длившееся три года, Йазид совершил поступки, которыми он попрал главные исламские ценности:
- Главное из них это мученическое убийство внука Посланника Аллаха (С), которого он звал своим сыном, имама Хусейна и его семьи.
- Прошли массовые убийства жителей города Медины, который для нашего Пророка (С) имел особое значение.
«Йазид как и его отец был человеком жестоким и с каменным сердцем. Но он не был гением, как его отец. Поэтому он не смог преуспеть в том, чтобы завуалировать свои жестокие и подлые поступки с помощью дипломатической мягкости. Его подлый нрав и не имеющая границ безнравственность не оставили в нем ни капли сострадания и справедливости. Он убивал людей, подвергал пыткам и получал от этого садистское удовольствие. Когда другие страдали, он с удовольствием наблюдал за этим» (Хайату’л Имами’л Хусейн (а.с.) т. 2, с. 181-182)
«Абу'л Хасан Мадаини рассказывает:
После событий у Хиры (массовое убийство жителей Медины), тысяча женщин родили внебрачных детей» (Армия Йазида изнасиловала их) (Сибт бин Джаузи, Тазкира, с. 163)
Приведем хадис, который свидетельствует об особой ценности города Медины в глазах Пророка (С):
«Кто испугает жителей Медины угнетением, того и Аллах испугает (в Судный день). Пусть будет на том человеке проклятие Аллаха, ангелов и все людей. В Судный день Всевышний Аллах не примет ни одного (благого) поступка у того человека» (см. Ахмад бин Ханбал, Муснад; Сахихи Бухари и Сахихи Муслим; Сибт бин Джаузи, Тазкира)
- Йазид поджег дом Аллаха Каабу.
- Он пролил в Запретной мечети кровь тысячи людей.
ЙАЗИД ТРЕБУЕТ ПРИСЯГИ ОТ ИМАМА ХУСЕЙНА И АБДУЛЛАХА БИН ЗУБАЙРА
Когда Йазид взошел на трон, то написал письмо губернатору Медины Валиду бин Утбе и потребовал, чтобы тот привел к присяге имама Хусейна (мир ему):
«От повелителя правоверных Йазида к Валиду бин Утбе. Муавийа был один из рабов Аллаха и Аллах оказал ему милость. И назначил его халифом. Он даровал ему возможности, дал превосходство, он прожил определенное время и умер своей смертью. Пусть Аллах будет милостив к нему. Он жил, заслужив похвалу. Он умер хорошим, богобоязненным и чистым человеком. Прощай».
В то же время Йазид написал на клочке бумаги размером с мышь следующее:
«Когда до тебя дойдет мое письмо, то приведи к присяге мне Хусейна бин Али и Абдуллаха бин Зубайра. Если же они откажутся присягнуть, то отруби им головы! Головы пришли мне! Приведи к присяге и народ! Кто же откажется от присяги, то приведи в действие то же решение, как и в отношении Хусейна бин Али и Абдуллаха бин Зубайра» (Абу Михнаф, Мактал, с. 10; Йакуби, т. 2, с. 154)
Наместник Медины Валид для обсуждения этой темы позвал Марвана бин аль-Хакама. Он поделился своими мыслями о том, что делать с теми, кто откажется присягать:
«Ты собери их для присяги, пока они не знают о смерти Муавии, если откажутся от присяги, то отруби им головы» (Йакуби, т. 2, с. 154; Табари, т. 4, с. 250)
Есть более подробные сообщения о совете Марвана:
«Немедленно позови их. Потребуй присягнуть и подчиниться Йазиду. Если они сделают это, то прими это. Если же они откажутся, сразу же схвати их и, не дав им возможность узнать, что Муавийа умер, казни их. Потому что, если они узнают, что Муавийа умер, сразу вскочат со своих мест, поднимут знамя сопротивления и призовут людей последовать за ними.
В этой ситуации я опасаюсь, что ты можешь встретиться с опасностью с их стороны, которой ты не сможешь противостоять. Однако, я не сомневаюсь в Абдуллахе бин Омаре. Он в этом деле ни с кем не сможет пререкаться. Но я знаю также и то, что Хусейн бин Али не подчиниться твоему приказу о присяге Йазиду. Он не считает себя обязанным подчиняться Йазиду» (Хайат'ул Имами'л Хусейн, т. 2, с. 25)
Следуя совету Марвана, Валид ночью послал ребенка и позвал к себе имама Хусейна (мир ему) и Абдуллаха бин Зубайра (Йакуби, т. 2, с. 154; Ибн Асир, аль-Камиль, т. 4, с. 14-15)
Имам понял, что его зовут, чтобы сообщить о смерти Муавии и привести к присяге Йазиду.
«Абдуллах бин Зубайр спросил у Хусейна (мир ему): «Что стало причиной того, чтобы за нами послали в такой час?».
Хусейн сказал: «Я думаю, что Муавийа умер. И нас зовут на присягу».
Абдуллах бин Зубайр сказал: «Я думаю, что есть другая причина».
Они вышли из мечети и направились домой. (Динавари, Китаб'ул Ахбар, с. 227)
«Валид сообщил Имаму о смерти Муавии и завел речь о присяге Йазиду. Имам Хусейн (мир ему) в качестве ответа Валиду сказал следующее:
«Будет неправильным, чтобы человек подобный мне присягнул тайно, и ты не должен соглашаться на такую присягу. Мне кажется, что пока присяга Йазиду не пройдет в присутствии народа, ты не ограничишься тайной присягой».
- Да, - ответил Валид.
- Тогда ты завтра расскажешь о своей точки зрения на этот вопрос, - сказал имам Хусейн (мир ему).
- Иди именем Аллаха, завтра придешь к нам вместе с людьми, - сказал он.(аль-Иршад, т.2, с. 33)
О реакции имама Хусейна (мир ему) на требование Валида присягнуть Йазиду есть в книге под названием «Мактал-и Харазми»:
«Наместник Медины эту новость сообщил имаму Хусейну (мир ему) и потребовал от него ответа.
Имам (мир ему) в ответ сказал следующее:
«Мы от Аллаха и к Нему вернемся. Если такие люди как Йазид (такие грязные люди, которые потребляют алкоголь, играют в азартные игры, не верят и даже не соблюдают внешние требования Ислама) придут во власть Ислама, то над Исламом останется прочитать только «Фатиху» (потому что подобные предводители силой Ислама и во имя Ислама уничтожат Ислам)» (Мактал-и Харазми, т. 1, с.184)
Марван, переживающий из-за того, что имам Хусейн (мир ему) уйдет без приведения к присяге, сказал Валиду следующее: «Клянусь Аллахом, если Хусейн сейчас уйдет отсюда, не присягнув, то больше ты не будешь иметь такую возможность. Поэтому в войне с ним придется погибнуть многим людям. Или пусть присягает, или казни его» (аль-Иршад, т.2, с. 33)
«Имам, увидев такое поведение Марвана, обратился к нему: «Эй, ребенок Зарки! Ты что ли меня убьешь или Валид? Ты сказал ложь и совершил грех».
Затем он обратился к Валиду:
«Эй, наместник! Мы - из пророческой династии и нутро посланников, мы те, к кому приходят (спускаются) ангелы и те, кому ниспосылается милость Аллаха.
Всевышний Аллах нами (Мухаммадом) начал Ислам и нами (Махди) же завершит его. Но тот, присягнуть которому вы требуете от меня, пьет вино, замарал себя кровью невинных людей, попрал божественные приказы, на виду у всех и перед глазами людей впал в грех.
Разве будет правильным мне, обладающим светлым прошлым и из благородной семьи, присягнуть такому человеку? Однако, в этом вопросе мы и вы должны держать перед глазами будущее, и тогда вы увидите, кто из нас достоин должности халифа и присяги».
Шум-гам, поднявшийся на собрании Валида, а также крик Имама (мир ему) на Марвана, вызвали беспокойство у друзей, пришедших вместе с Хусейном (мир ему), и одна группа из них вошла в комнату, где проходила встреча.
После этой речи, которая похоронила мечты Валида о том, что Имам (мир ему) присягнет и примет его предложение, имам Хусейн (мир ему) покинул это собрание» (Мактал, Харазми, т.1, с. 182)
Здесь нужно остановиться на том, что Валид достаточно мягко отнесся к имаму Хусейну (мир ему). Валид бин Утба бин Абу Суфьян, даже зная, что это вызовет гнев Йазида, не мог даже мысли допустить об убийстве имама Хусейна (мир ему). Он сказал следующее Марвану бин Хакаму, который внушал о необходимости убийства Имама (мир ему): «Клянусь Аллахом, о, Марван, даже если мне отдадут весь мир и все что в нем, я не захочу быть человеком, который убьет Хусейна. Аллах пречист! (Субханаллах) Ты думал, что, если он скажет, что «не буду присягать», я его убью? Клянусь Аллахом, я считаю, что тот, кто убьет Хусейна, то в Судный день весы деяний того будут легкими» (аль-Бидайа ва'н-Нихайа, т. 8, с. 147)
В ту же ночь, когда имам Хусейн (мир ему) открыто отказался от предложения Валида принести присягу, он пошел посетить могилу своего деда Посланника Аллаха (С).
Сообщения о посещении есть в различных исторических источниках, и есть два текста его обращения к дедушке: «В ночь, когда имам Хусейн (мир ему) вышел с собрания Валида, он пошел к гробнице Посланника Аллаха (С), встал у могилы деда и обратился к нему: "Да будет мир над тобой, о, Посланник Аллаха! Я твой ребенок и сын твоей дочери Фатимы (мир ей) Хусейн. Я - твой внук, которого ты выбрал в качестве твоего наместника (халиф) среди твоей мусульманской общины для обретения ей божественного руководства и лидерства. О, Пророк Аллаха (С)! Будь свидетелем, что они не помогли мне, меня не защитили. Это мои жалобы на них, пока они не встретятся с тобой» (Мактал-и Харазми, т. 1, с. 186)
МАРВАН БИН ХАКАМ ПРИЗЫВАЕТ ИМАМА ХУСЕЙНА (МИР ЕМУ) ПРИНЕСТИ ПРИСЯГУ
На следующий день после того, как имам Хусейн (мир ему) отказался давать присягу в доме Валида и поспорил с Марваном, он встретился с последним вновь.
Марван ему сказал: «Эй, отец Абдуллаха! Я хочу добра для тебя, и у меня есть к тебе предложение. Если ты его примешь, то это будет для вашего блага и пользы».
- В чем заключается ваше предложение, - спросил имам.
- Как я предлагал и вчера на собрании у Валида бин Утбы, присягните немедленно Йазиду. Потому что это дело для тебя принесет пользу, - заявил Марван.
Имам в ответ сказал следующее:
«Инна лиллахи ва инна илейхи раджиун. Когда над мусульманами станет такой правитель как Йазид, то можно будет проститься с Исламом. Да, я слышал от своего деда Посланника Аллаха (С) следующее:
«Халифат является запретным для династии Абу Суфьяна. В день, когда вы увидите на минбаре Муавию, то вскройте ему живот». Однако, жители Медины, увидев его на минбаре Пророка (С), не убили его. Теперь Всевышний Аллах наслал на них (более плохого, чем Муавийа) Йазида» (Мактал-и Харазми, т. 1, с. 185; Мусир'ул-Ахзан, с. 10)
С отказом имама Хусейна (мир ему) присягнуть Йазиду началось восстание.
Имам Хусейн (мир ему) был первым, кто оказал вооруженное и массовое сопротивление против правления Йазида. И восстание Имама было первым восстанием против необоснованной претензии на халифат.
Источник: Доктор Хайдар Баш "Достопочтенный Имам Хусейн(а)"