Помните сцены из американских фильмов, когда герой пытается найти себе юриста, но ничего не получается – все отказывают, ссылаясь на конфликт интересов? Обычно дело в том, что находчивый оппонент перед подачей иска обошел всех юристов штата, специализирующихся на этой проблеме, и раскрыл им часть конфиденциальной информации по спору. Герой ломает голову, как теперь защищаться в суде.
Похожую стратегию использовал Яндекс в споре с Рамблером за товарный знак «Яндекс.Афиша». После подачи Рамблером заявления в Палату по патентным спорам Яндекс изучил доказательства оппонента и принял во внимание, что Рамблер не представил социологические или какие-либо другие исследования по вопросу сходства обозначений. В свою очередь, Яндекс представил в материалы дела 5 (!) отчётов от всех трех ведущих социологических исследовательских центров:
▫️ социологический отчет Фонда ВЦИОМ
▫️ заключение Института Социологии РАН по результатам социологического опроса
▫️ заключение Института Социологии РАН по результатам контент-анализа
▫️ рецензия Левада-Центра на заключение Института Социологии РАН
▫️ заключение Института лингвистических исследований РАН
Во-первых, это крайне оригинально: обычно в подобных спорах сторона представляет не более одного социологического отчёта. С одной стороны, проведение социологического исследования это достаточно дорого, а с другой — кому придёт в голову проводить одно и то же исследование дважды (и, тем более, трижды)?
Во-вторых, Рамблер, скорее всего, лишился возможности обратиться для собственного исследования в один из этих центров. Вероятно, ему будет отказано по причине наличия конфликта интересов. Кроме того, вряд ли один из этих центров позволит себе рисковать репутацией и предоставлять результаты исследования, противоречащие отчётам, представленным для Яндекса.
Конечно, Рамблер может обратиться в менее авторитетные социологические службы с не столь признанной репутацией, и суд будет обязан рассмотреть такие доказательства. Однако выбор значительно сужается, так как далеко не каждая социологическая организация может провести опрос с репрезентативной выборкой для всех потребителей России.
В настоящее время спор по делу "Афиши" рассматривается в Суде по интеллектуальным правам.
Продолжение на сайте «PLATFORMA.MEDIA»