RTS — как много в этой аббревиатуре (Real time strategy) , но, к сожалению этот жанр на сегодняшний день где-то между стазисом и упадком. Да, вы скажете: «Хэй, а как же Total War, StarCraft, Civilization, стратегии от Paradox и т.д». Да, эти мастодонты игромира делают ЩИкарные стратегии, у них есть своя формула отличной RTS (или не очень Real Time, но всё же strategy). И они не отходят далеко от этой концепции, так как видят неудачный опыт «соседей» по цеху ( чёртов Tiberian twilight). Поэтому хорошие стратегии, сделанные не этими гигантами игростроя, — это уже что-то из ряда вон выходящее.
Знакомство
И вот, живёшь себе, играешь в игори (не в обиду Игорям), друг скидывает трейлер очередной игры. Просматривая его, я думал: «Хм, викинги плывут на кораблях… Похоже на осаду: катапульты стреляют, идёт дождь, и море слишком неспокойное для морского десанта. О, так их тут уже ждут, а этот парень круто всех раскидывает. Ну, наверное, это какой-то слэшер или РПГ в эпоху викингов-завоевателей, ну, у меня компухтер вряд ли потянет, но выглядит интересно». Захожу в Steam, чтобы узнать, когда же это чудо выйдет и есть ли хотя бы скриншоты геймплея. «ОПА, это стратегия. ОПА, тут есть славяне. Добавлю в избранное,» — подумал я. И всё, мысленно отложив её в тот самый «долгий ящик», в котором лежит уже не один десяток игр, фильмов, книг и сериалов, стал жить дальше. Но буквально в середине марта друг сказал: «Помнишь трейлер стратегии про викингов? А ты знал, что до конца марта (как оказалось, он длится дольше) запустили открытый бета-тест».
Просто шикарнейшее меню, честно.
Ну что ж, надо проверить лично
И вот, воодушевлённый тем, что можно в это поиграть, я скачал, и решил проверить, а пойдёт ли она вообще? Так как, судя по трейлерам, она требовательна к железу. (Как оказалось — нет, она не взрывоопасна для комплюхтера.) В последнее время параметр — оптимизация, можно вводить как один из критериев при оценке игры: все мы знаем ужасные примеры оптимизации, которые губят хорошие игры. «Оптимизацию завезли, окей, графений есть. Хм, а дальше? ОУ, крутые арты на фоне менюшки, а ещё, чЬЁрт, какой же крутой саунд,» — всё это ударило в голову мгновенно и дало некую эйфорию, а самое главное - начало погружать в атмосферу «тёмной эпохи» бородатых дяденек, убивающих всё вокруг.
Да начнётся битва
Друг, уже освоившись в игре, по началу предложил мне сыграть против ботов, как все нормальные люди мы поставили, средних ботов (мы шо лохи ставить лёгких, или хардовые стратеги, чтобы сразу на самых мощных лезть? — нЭт). Так вот, я взял викингов из-за большой любви к Кхор….. ой, простите, к Одину, разумеется, к Одину (БОЛЬШЕ КРОВИ БОГУ КРОВИ!). Мой товарищ раздавал адекватные приказы, а я, пытаясь подчинятся им с достаточной скоростью, играл в свои камушки, изучал названия всего и вся, смотрел скорость прироста ресурсов, читал басурманские названия построек, юнитов, их навыков, команд и так далее. В общем, я занимался скорее исследованием игры, нежели готовился к войне. Итак, первая деревня захвачена, восстановил отряд; к тому моменту мой друг сделал тоже самое: на базе уже отгрохано несколько строений и прокачан Tier 2. И тут я решил разжиться несколькими новыми отрядами (я же изучал игру, а не занимался киберспортом, прессуя противника), особенно меня привлекли Берсерки (ЧЕРЕПА К ТРОНУ ЧЕРЕПОВ!). После этого я взял щитоносцев, которые являются очень важной частью армии у всех наций, так как в основном именно они «держат удар», либо копейщики. Ещё отряд копейщиков, ещё берсерков…….. Хм… Ну, вроде бы набрал армию. Мы старались захватить фланговые деревни, а там и база врага недалеко. Но не тут-то было: одна из деревень была захвачена, а другая просто имела много здоровья, а, значит, на неё нужен не один отряд, а два или лучше три. А ещё же была центральная линия атаки-обороны. Вот в такой манере атаки и защиты и нужно было играть. Бои могут проходить как в быстром темпе, если вы уже опытный игрок, так и в замедленном, если вы исследователь в этой игре или же вам попался равный по силе противник. Кстати, лёгкие боты могут не то чтобы задать жару, но будут держать в тонусе, поэтому для людей, не знакомых со стратегиями, это может стать вполне хорошим началом.
В общем и целом
Боевая система Ancectors Legacy очень похожа на Company of Heroes, правда с укрытиями здесь беда, да и со стрелковым оружием не ахти. Но зато, здесь имеются леса и кусты - это ваши основные инструменты в планировании операций, будь то штурм укреплений противника или подготовка к защите своих владений. Простор для стратегической и тактической мысли широчайший. Засады? - да пожалуйста. Обманные манёвры и перегруппировка войск с последующей контратакой? - милости просим. Молниеносные сражения? - как же без них, друг. Затяжные битвы до последнего бойца? - это и много другое ждёт вас здесь. Мало того, всё это сдобрено интересной системой прокачки каждого отряда, особенностями каждой из фракций, а также системой глобальных баффов.
А теперь о внутренностях:
База и ресурсы
В данной игре присутствует «база», которую нужно отстраивать (хвала небесам). Но проблема в том, что вы не можете создавать юнитов, которые бы возводили постройки куда вам хочется: «Ан нет, извольте строится там, где положено; ваше дело - лишь нажать на то, ЧТО вы хотите строить, не более того,» — говорит игра. Это меня не сильно смутило, хотя я большой любитель выдумывать всяческие линии обороны и натыкать море различных фортификаций. Зданий немного, есть бараки для приобретения юнитов, есть дома для того, чтобы можно было брать больше отрядов (до десяти домов на базу). Всегда присутствует кузница, колодец и молельня. Немного остановлюсь на этом здании. Для каждой нации оно различается тем, как выглядит и каким богам поклоняемся. Внутри него можно активировать глобальный бафф вашей армии, но на ограниченный промежуток времени и только один (всего их три). Теперь про ресурсы в игре: железо, древесина и пища. Отрицательный запас пищи даёт дебафф, который сильно снижает эффективность ваших войск, будь они хоть самые топовые по уровню и в лучшей броне (об этом ниже). Древесина — основа всех построек, неважно, будь то бараки, стойла для лошадей или постройка рудника в деревне. Поэтому стройте лесопилки в деревнях ( да-да-да, «woodcutter hut» не так переводится, но это уже другое дело). И последний из этой троицы, но не по значению ресурс, — железо. Его базовый прирост довольно слаб, а без него не перейти на Tier 2 и 3, не улучшить войска и т.д. Поэтому при игре стоит соблюдать баланс растрат.
Войска
Начну с того, что все юниты отрядные, а не одиночки, которых надо как-то кучковать, - это мне тоже нравится, так как первой моей стратегией в жизни был Warhammer 40000 Dawn of War. На старте каждой нации даётся один отряд, у викингов, например, - копейщики, у славян — мечники со щитами ( щиты — сила), англо-саксам дают воинов с пращой, ещё есть германцы (я просто за них не играл, ввиду того, что другу они нравились больше, а повторятся в выборе расы я не люблю). Самое важное в начале то, что этот отряд — вся армия, которая у вас есть, до тех пор, пока вы не построите необходимые здания или не сделаете улучшения, поэтому оберегайте этот отряд как зеницу ока, к тому же он будет получать опыт, а, значит, станет сильнее. Бывали ситуации, когда один хорошо прокачанный отряд в правильном месте и в правильной стойке сдерживал целую армию, пока остальные благополучно отступали и перегруппировывались. А ещё, в игре присутствует экшен камера. Нажав на клавишу Z (по умолчанию) вы перенесётесь в гущу сражения и увидите битву центрированную на одном из ваших воинов.
Деревни
На карте имеются точки - деревни, вот они то и приносят все основные ресурсы, а значит, являются стратегически важными объектами. В общем, план таков: мы берём отряд и посылаем его захватывать первую попавшуюся деревню. Она отстреливается, но при этом у неё нет своих войск. После захвата деревни производят ресурсы, но не каждое поселение может делать все три. Какие-то из них приносят больше еды, чем железа, другие - древесины и железа больше, а вот пищи самую малость, если вообще производят, иногда ресурс просто отсутствует. Всё зависит от размера значка ресурса в данной деревне на мини карте (по крайней мере, я так определял). Ещё у деревень есть «разряды»: золотой, серебряный и бронзовый. Эта иерархия от высшего к низшему: чем выше, тем сложнее захватить, но и прирост ресурса соответственный. Захват деревни обычно повреждает отряд. Что же делать? Лечить живых и воскрешать умерших! Да, в данной игре присутствует комбинированная система (что-то вроде Company of Heroes).
Войска
Самая основная часть любой стратегии. В Ancectors Legacy разнообразие войск хоть и небольшое, но зато качественное. Дело в том, что графика у этой игры очень хорошая, а значит отрисовка слишком большого количества разнообразных юнитов просто взорвёт ваш бедный компухтор. Именно поэтому у каждой фракции довольно разные, но интересные юниты, есть похожие, но не повторяющиеся, это делает геймплей за каждую из них своеобразным и интересным, можно поиграть за каждую из них, а уже после подобрать нацию себе по душе.
У каждого вида войск свои особенности, но у всех есть одинаковые кнопки — команды. Например, Retreat — команда для отступления (полезная вещь, потому что в бою вы не можете тыкнуть по отряду и сказать: «Хэй парни, отступите вооооон туда, а там и подмога подскочит». Отряды, ввязавшиеся в бой, либо сражаются до победы, либо отступают. Делают они это убегая сломя голову до ближайшей деревни или до базы, повторным нажатием на клавишу бегства они ринутся сразу же на главную базу. Далее у нас идёт стойка (Change Formation) — это такие боевые порядки, у каждого отряда всегда есть защитная стойка и, скорее всего, какая-то специальная, только для данного юнита. У солдат со щитами стойка прикрытия щитами от стрел, у копейщиков что-то вроде фаланги (они выставляют копья вперёд в ожидании противника) и тому подобное. Ещё у отрядов есть способности - они повышают урон от атак, но снижают защиту (Fear у хускарлов), или позволяют выцеливать только врагов при стрельбе (для лучников у англо-саксов), или быстро бежать (Chase). Пожалуй, самое важное - это прокачка отрядов. Она бывает двух видов. Либо за ресурсы — Royal Armor (может прокачиваться два раза: сначала до «серебряного» состояния, а потом до «золотого»).
Второй вид прогресса войск — опыт. По мере того как они сражаются, накапливаются очки опыта. Как только они достигнут нового уровня, у них появится кнопка — Specialization.
Специализации бывают трёх типов: Защита, Атака и Скорость. В случае с лучниками левая специализация - это не защита, но важный параметр при обороне или пассивном обстреле. Каждый уровень можно выбирать разные специальности или же концентрироваться на какой-то одной, и так до четвёртого уровня.
Итоги
На выходе мы имеем внебрачного сына серий Company of Heroes и Total War: от одной серии механика, от другой сеттинг и атмосфера. Хорошо проработанная тактическая составляющая игры с ловушками, контрпиками отрядов, бонусами за нападение с тыла или флангов, отличные возможности для стратегического планирования особенно при игре с союзником), кто будет защищать деревни, а кто атаковать? А может быть, делать это вместе? В Ancestors Legacy есть много положительных составляющих: механики игры, особенности наций, отличная атмосфера эпохи викингов, великолепный саундтрек, который только способствует погружению. И лишь немного дёгтя. Лично для меня таковыми стало малое разнообразие юнитов, построек и карт. Но, так как это открытое бета-тестирование, все эти недочёты исправят, а также будет полноценная одиночная кампания для всех наций. Микроконтроля много, согласованности действий с союзником много, а стратегического планирования ещё больше. Советую всем любителям стратегий!
Данный текст был написан в2018 году, но с тех пор, в игре не произошло коренных изменений, поэтому можете не волноваться о реальности того, что здесь написано, благодарю за внимание:)