Экологическое средство для мытья посуды подкупает составом: вода, анионные ПАВ и растительные экстракты – от горчицы до женьшеня. Но вправду ли оно наносит меньший вред окружающей среде и нашему здоровью, чем традиционное? Посмотрим на все глазами профессора БГУ, доктора химических наук Сергея Лещева.
– Существенная ли разница между обычным средством для мытья посуды и экологически чистым?
– Обе рецептуры практически идентичны, назначение их одинаковое. Разница лишь в том, что в экосредстве есть горчица, растительные экстракты и нет неионогенных ПАВ – поверхностно-активных веществ. К экологии обсуждаемый вопрос отношения не имеет, поскольку анионные производятся и используются сотнями тысяч тонн как в быту, так и в промышленности, при этом они быстро разлагаются и не представляют большой опасности окружающей среде. Да и содержатся они в составах обоих моющих средств.
– Тогда можно ли назвать экосредства с анионными веществами натуральными?
– Натуральное моющее средство одно – это мыло из натурального жира. К натуральным ПАВ можно отнести яичный белок. А у всех анионных – синтетическое начало.
– Почему неионогенные вещества в меньшем количестве добавляют в средства для мытья посуды, чем анионные?
– Нет, просто неионогенные ПАВ часто дороже в производстве. Опасными считаются промышленные, а не бытовые. Наиболее «щадящие» синтетические анионные ПАВ – додецилсульфат натрия и его производные, такие как лауретсульфат и другие. Их добавляют, например, в шампуни и средства для очистки лица.
Но, как правило, в хорошей моющей рецептуре производители комбинируют. Анионные с неионогенными и с амфолитными. Для чего? Чтобы улучшить моющие свойства, так как одного ПАВ бывает недостаточно. Поэтому в рецептуре многих очищающих средств можно найти несколько их наименований. На этикетках самых дорогих шампуней количество добавок может доходить до 20! Однако токсичность всех этих составов для окружающей среды примерно одинакова.
– Опасны ли ПАВ для нашего здоровья?
– Теоретически они должны хорошо смываться, но на практике обладают способностью сорбироваться в укромных местечках, на сколах эмали кастрюли, например. Потому микроскопические их количества остаются на посуде. Немецкие ученые подсчитали, что в год мы можем «съедать» до нескольких десятков граммов чистого ПАВ, что, конечно, нежелательно. Тем не менее невозможно отмыть тарелку до такой степени, чтобы на ней ничего не осталось. Однако говорить о патологиях, вызванных только ими, нет смысла. Они не доказаны.
– Из беседы с вами у меня создается впечатление, что ПАВ совершенно безопасны.
– Мы живем в мире, полном химии. У нас в крови есть даже радиоактивные элементы – к примеру, цезий. Очень трудно выявить причину заболевания, если мы потребляем плохую еду, воду, дышим грязным воздухом. Без ПАВ невозможна наша жизнь, поэтому в пищевую цепь они все равно попадают. Но, к большому счастью, разлагаются быстро – от нескольких часов до нескольких суток.
– А почему вы считаете, что без поверхностно-активных веществ наша жизнь невозможна?
– Потому что без них мы грязью зарастем! Ведь они – величайшее изобретение человечества. Им ведь не только руки моют. Процессы резания, бурения, обработки без ПАВ невозможны. Когда пилят сталь, добавляют мыло, потому что оно облегчает процессы измельчения. В косметике ПАВ необходимы, чтоб она растекалась, ровно лежала на коже. Белки в нашем организме – это тоже поверхностно-активные вещества. Эти вещества применяются в ста областях промышленности! ПАВ – это революция. Когда человек научился мыться полноценно, он и стал человеком.
Виталия КРИЧЕВСКАЯ