Найти тему
Психолог Марина Володина

Последствия нарушения семейной иерархии

Это важная тема, поскольку одним из основных условий воспитания успешного и самодостаточного человека является семейная иерархия — порядок во взаимоотношениях в семье, наличие определённой системы во взаимоотношениях членов семьи, разумная организация их взаимодействия. Ребёнок не должен стоять во главе семьи или «на пьедестале». Родители должны нести ответственность за воспитание детей. Всё, что не укладывается в эти нормы, негативно влияет на формирование личности ребёнка.

Нарушения семейной иерархии могут быть следующие:

Триангуляция — вовлечение ребёнка в отношения взрослых в качестве равноправного партнёра. Хорошо ли это, когда дети и родители — друзья? В целом, неплохо. Ну а если мама с дочкой дружат «против папы»? Мама делится с ней проблемами во взаимоотношениях с мужем, эмоционально включает ребёнка в их конфликты, они начинают от папы что-то скрывать. Ребёнок перестаёт понимать своё место в структуре семьи, для него взрослые перестают быть авторитетом. Есть темы, на которые с детьми говорить не стоит. Это касается личных, интимных отношений родителей, их добрачных отношений и сексуального опыта, асоциального поведения, аморальных поступков. Это дезориентирует ребёнка, и делает образ родителя уязвимым. «Когда мама начинает мне рассказывать подробности отношений отца с любовницей, мне становится очень стыдно», - признаётся Инна. - «Но я понимаю, что ей хочется с кем-то поделиться, а подруг, кроме меня, у неё нет». Инна накапливает негативный опыт отношений, хотя сама ещё его не имела. Конечно, всё это отрицательно скажется не только на её личности, но и на будущих отношениях с мужчинами (если они будут!).

Парентификация — передача ребёнку родительских функций, когда дети становятся ответственными за жизнь и здоровье родителей, атмосферу и быт семьи. Чаще всего это бывает, если кто-то из родителей — зависимый (алкоголь или наркотики) или инфантильный. В такой семье ребёнок рано становится взрослым. Если отец — алкоголик, то сын или дочь могут стать опорой для матери, выстраивая свою жизнь ради её блага. «Как же я уеду учиться в другой город? Отец совсем сопьётся, а мама с ума сойдёт», - говорит медалистка Рита и поступает в непрестижный ВУЗ рядом с домом. «Когда отец ушёл, мама совсем в жизни потерялась. Она ни за квартиру заплатить, ни продукты купить без меня не может», - уверен девятиклассник Максим. Эти дети не осознают, что поменялись местами с родителями, проживая их жизнь, а не свою собственную.

Нарушение иерархии в детской подсистеме семьи: старший ребёнок становится «родителем» младшему или они воспитываются как равные по возрасту. Становясь «мамой» младшим сёстрам и братьям, старший ребёнок (не важно, мальчик или девочка) несёт непосильную психологическую (а порой и физическую нагрузку). Довольно часто дети приходят к психологу с вопросом: «Как мне объяснить родителям, что у меня нет сил и времени отводить и забирать брата из сада, сидеть с ним, кормить, убирать за ним игрушки? А потом меня ещё ругают за плохие оценки и наказывают, если брат что-то испортил или повредил?». Ребёнок выполняет несвойственную роль, получая определённый опыт, но формируется ли при этом желание самому стать родителем?
Во всех перечисленных случаях дети удовлетворяют не свои, а родительские, потребности, проживая не свою жизнь и теряя ориентиры и опору в собственной семье. Старшие должны стоять на ступеньку выше, они должны иметь авторитет, их мнение должно быть весомо, они должны пользоваться уважением. Над этим родители и должны работать, признав, что нарушение иерархии есть. Этот шаг - первый, но самый значимый в создании семейной структуры, в которой всем членам семьи комфортно, а дети растут и развиваются правильно.