Найти тему

Как изменить ВРИ земельного участка

Автор - Любовь Зубакова
ведущий консультант Bilfinger Tebodin

Виды разрешенного использования земельных участков определяются на основании классификатора, утвержденного приказом МинЭкономРазвития РФ N 540 от 1 сентября 2014 года, и в соответствии с территориальной зоной, предусмотренной градостроительной документацией.

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (ГрК РФ) разрешенное использование земельных участков может быть следующих видов: основные, условно разрешенные и вспомогательные (допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам).

Вид разрешенного использования земельного участка может быть изменен двумя способами:

  • На основании заявления о выбранном виде разрешенного использования правообладателем земельного участка из тех видов, которые установлены градостроительной документацией муниципального образования, в границах территории которого находится участок.
  • На основании постановления (решения) об изменении вида разрешенного использования земельного участка, принятого уполномоченным органом.

Для того, чтобы воспользоваться первым способом нужно определить статус самого заявителя, физического или юридического лица, заинтересованного в таком изменении. Статья 37 ГрК РФ предусматривает, что правообладатели земельных участков (собственники, арендаторы, землепользователи, землевладельцы) вправе выбирать основные и вспомогательные виды разрешенного использования участков самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Однако, в случае, если правообладатель земельного участка является арендатором и получил право заключения договора аренды участка, находящегося в муниципальной или государственной собственности, на основании аукциона, то изменение ВРИ такого участка не допускается (п. 17 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ).

-2

Правообладателю нужно подать заявление для изменения сведений единого государственного реестра недвижимости о виде разрешенного использования земельного участка и указать выбранный ВРИ в точном соответствии с видами разрешенного использования, указанными в градостроительном регламенте (Правилах землепользования и застройки). Для уточнения этой информации правообладатель может обратиться в уполномоченный орган местного самоуправления за справкой, об отнесении земельного участка к определенной территориальной зоне.

Росреестр в течение трех рабочих дней со дня получения заявления обязан запросить необходимые для внесения в ЕГРН документы (сведения) у иных госорганов и органов местного самоуправления в порядке межведомственного взаимодействия. Новые сведения вносятся в ЕГРН в течение 15 рабочих дней с даты поступления необходимых документов и сведений. В случае отсутствия таких документов и сведений орган регистрации прав откажет во внесении сведений в ЕГРН.

Для изменения ВРИ вторым способом правообладатель обращается с заявлением в уполномоченный орган местного самоуправления о принятии решения об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Орган МСУ в течение 30 календарных дней либо принимает решение об изменении ВРИ земельного участка на основании заявления, либо представляет мотивированный отказ в принятии такого решения.

Одним из оснований отказа может быть несоответствие испрашиваемого ВРИ градостроительным регламентам, т.е. если градостроительным регламентом и ПЗЗ для запрашиваемого вида использования установлены предельные размеры и параметры, не позволяющие вести деятельность согласно данному ВРИ. В таком случае правообладателю земельного участка потребуется инициировать внесение изменений в Правила землепользования и застройки соответствующего муниципального образования в порядке, предусмотренном ст. 33 Градостроительного кодекса РФ.

В случае принятия органом МСУ решения об изменении ВРИ соответствующее постановление (решение) может быть подано в орган кадастрового учета самим правообладателем земельного участка с заявлением об учете изменений, или может быть направлено принявшим его органом в порядке информационного взаимодействия.

Отдельно нужно упомянуть получение разрешения на условно разрешенный вид использования участка. Такое разрешение получается на основании решения главы администрации муниципального образования, в границах территории которого находится участок. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования должен быть рассмотрен на общественных обсуждениях или публичных слушаниях (п. 2 ст. 39 ГрК РФ).

Описанные выше услуги предоставляются органами местного самоуправления и кадастрового учета бесплатно. Исключением является Москва и отдельные муниципальные образования на территории Московской области, где плата взимается, например, при изменении ВРИ на вид, предусматривающий жилищное строительство, и еще в ряде случаев (на основании Постановления Правительства Москвы от 10.09.2013 № 593-ПП и Постановления Правительства Московской области от 30.12.2014 № 1165/52).

Кроме того, заявитель может понести расходы в связи с разработкой документов, необходимых для внесения изменений в градостроительную документацию, например, проекта планировки территории.

Подписка на журнал «Оценка инвестиций» доступна по ссылке: esm-invest.com/ru/subscri