Найти в Дзене

Ничья невеста | Ярославна Лозбенева

В одном старинном городе жила одна юная девушка, красивее которой не было, пожалуй, не только в этом городе, но и во всей вселенной. Её тонкие заострённые черты лица напоминали о совершенстве замысла создателя. Её нежной бледной коже и чёрным, как смоль, длинным кудрявым волосам завидовали все женщины, её чёрные глаза погружали в томительные раздумья мужчин — взглянув в них один раз, уже не сможешь забыть их никогда.

Каждый вечер, как только смеркалось, она выходила на главную площадь города, где стояла высокая башня с часами, и танцевала босиком танец узундара, что означает «танец невесты». Она была одета в красный архалук с вышитыми на нём золотыми, серебряными и голубыми цветами, на её руках и ногах звенели браслеты, а в ушах сияли серьги-полумесяцы. Девушка кружилась, архалук развевался, пестрел цветочный узор, браслеты и серьги звенели. Она двигалась плавно, словно река текла, — архалук струился вдоль её тела, цветы стелились на площадь ковром, еле слышно покачивались браслеты и серьги-полумесяцы.

Иллюстрация Натальи Коваленко
Иллюстрация Натальи Коваленко

Какая-то грусть сквозила в её танце. Не было видно никаких музыкантов, но откуда-то слышна была музыка, в такт которой она и танцевала. На площади зажигали фонари, рядом с девушкой выходили показать свои умения укротители огня, но внимание всей публики было приковано только к ней. Её танец манил, движения очаровывали, и блеск глаз в отсветах огня завораживал.

Горожане и восхищались ей, и боялись её. Поговаривали, что она ведьма, что она заманивает мужчин к себе в хижину в лесу, что окружает город, и съедает их там заживо. Поэтому местные жители старались держаться от неё подальше и прозвали её ничьей невестой.

Как-то забрёл в тот город странник. Это был не молодой уже, но и не старый ещё человек, он любил необычные вещицы, явления и необычных людей. Его дом, который находился за тридевять земель от этого города в горах, был кладезем диковинных вещей. Жил он уединённо, зиму обычно проводил дома, а в остальное время путешествовал по свету. Путешествовал он уже долго, много всякого повидал, но всё же был очарован этой прекрасной девушкой, танцующей на площади. Он выведал всё о ней у местных жителей, и их рассказы его озадачили.
Каждый вечер ходил он смотреть, как она танцует. Он хотел познакомиться с ней после выступления, но каждый раз девушка невероятным образом исчезала.

Тогда странник решил познакомиться с ней во время её танца.

В следующий вечер девушка снова вышла на площадь и начала танцевать. Тут Странник подошёл к ней и вступил в её танец. Словно тысяча огненных искр взлетело от неё в удивлённую толпу. Страннику показалось, что девушка взглянула на него со злостью.
Странник и девушка танцевали вместе, и танец их был похож на пылающий костёр невиданной силы, а Странник ощущал, будто тело его всё горит, и танцевал страстно, всё быстрее. Бездонные чёрные глаза притягивали его. Руки и ноги будто не слушались — танцевали сами по себе. Это был уже не узундара, а шалахо! Вдруг танец закончился. Девушка как обычно исчезла, как только часы на высокой башне пробили полночь.

Следующим вечером Странник снова явился на площадь. В этот же момент появилась и девушка. И сразу же они начали танцевать. Танец их приковывал взгляды горожан так же, как раньше танец девушки. На этот раз, как только танец кончился, Странник успел ухватить девушку за запястье. Она попыталась вырваться, но он держал крепко. И в следующий миг они летели высоко в небесах над городом, пролетели лес и приземлились на крышу замка, который стоял за лесом.

— Тебе нельзя здесь быть, — проговорила девушка.

— Это твой дом? — спросил Странник, оглядывая тёмный каменный замок с витиеватыми переходами между башенками, высокими готическими шпилями и высокими витражными окнами.

— Нет, это моя темница, — печально ответила девушка. — Уходи, пока он тебя не заметил. Вот, выпей этот эликсир и представь место, где хочешь оказаться, — и она вложила ему в ладонь маленький пузырёк на верёвочке с бесцветной жидкостью внутри. — Так ты прилетишь обратно. Другого пути в этот замок нет.

— Кто «он»?

— Колдун. Он убьёт тебя, если увидит. Однажды он пленился моей красотой, похитил меня и предложил стать его женой. А когда я отказала ему, он заточил меня в этом замке и проклял меня, и теперь я каждый вечер танцую на радость толпе, но никто не может полюбить меня — жители города меня боятся.

— Хочешь, я освобожу тебя, и мы будем путешествовать вместе? Колдун тебя никогда больше не найдёт.

— Я хочу быть свободной, но я не хочу всю жизнь убегать от него. А теперь иди, тебе пора, он вот-вот вернётся.

— Но как мне помочь тебе?

— Забудь обо мне.

— Наринэ! Наринэ, я вернулся, — раздался голос, похожий на раскаты грома.

— Скорее, уходи.

— Наринэ — так вот, как тебя зовут! — сказал Странник и, выпив эликсир из пузырька, исчез.

Странник оказался в одном из безлюдных переулков города, неподалёку от которого остановился. Остаток вечера и ночь он провёл в местных пабах, где расспрашивал о колдуне. Но тщетно: никто ничего о нём не слышал. Однажды он сказал, что девушка, которая танцует каждый вечер на площади, рассказала ему о колдуне, который проклял её. На что ему лишь ответили, что девушка, верно, ему солгала.

Но в очередном из пабов, когда он спрашивал о колдуне у одного крепкого мужчины, который сидел за барной стойкой один, в дальнем углу паба словно шелохнулась тень. Странник посмотрел в тот угол и увидел еле различимую фигуру человека, облачённого в длинные черные материи, лицо его было скрыто капюшоном. Но вот этот человек посмотрел на него и будто позвал его к себе глазами. Странник подошёл и сел к нему за стол.

— Ты ищешь колдуна? — спросил скрипучий старческий голос. Человек слегка обнажил голову, так что стало видно его лицо. Это была старуха, лицо её было испещрено морщинами и было похоже на сморщившееся яблоко, нос был крючковат, а голубые глаза блестели.

— Я ищу информацию о колдуне, ищу человека, который его знал. Или знает, — ответил Странник.

— Хорошо, — старуха поджала губы. — Я тот человек. Мы с ним были соратниками много лет, пока его сердце не стало твёрдым, как камень, и чёрным, как ночь — тёмная магия соблазнила его и присвоила себе, и он предал меня.

— Он похитил одну девушку, я хочу её освободить.

— О, он похищал не одну девушку! Всё, что или кто ему приглянется, он берёт, не раздумывая, будто это принадлежит ему по праву. Вы с ним похожи, только он и людей коллекционирует, словно вещи... Подумай, зачем тебе эта девушка, действительно ли ты хочешь для неё свободы или хочешь владеть ею, будто она необычная вещица для твоей коллекции?

Странника очень удивила прямолинейность старухи, и он не нашёл, что сказать в ответ.

— Подумай. И если не отступишься от своего решения спасти её, через пять лун приходи сюда, я снова буду здесь, буду ждать тебя. С собой принеси три вещицы, они помогут ослабить колдуна, чтобы ты мог с ним сразиться: корень аралеска; звезду, упавшую в чистейшие воды, и третью — ту вещь из твоей коллекции, что дороже тебе всего на свете, — проговорила старуха и натянула капюшон так, что лица снова не стало видно, давая понять, что разговор окончен.

Всю ночь Странник не спал, он бродил по городу и размышлял над словами старухи. Он так увлёкся собирательством интересных вещей, что к людям стал нечувствительным, ему нравились необычные люди — как необычные вещи. Той ночью он решил покинуть тот город и вновь отправиться странствовать. Зачем ему нужно было освобождать эту девушку, он не находил ответа.

Четыре луны он был в пути. Всё так же собирал диковинные вещицы из разных мест, где бывал, но всё не мог забыть ту девушку, что видел танцующей на площади. Каждую ночь она снилась Страннику. Во сне она водила его по коридорам и залам замка, подземельям и тайным ходам. Она была воздушным виденьем и никогда ничего не говорила. Часто странник забывал эти сны, как только просыпался. Но некоторые сны он помнил, и судьба этой девушки тревожила его. «До пятой луны ещё есть время, я должен её спасти, ведь только я знаю её тайну, никто ей больше не поможет», — подумал Странник.

«Что там говорила эта старуха? Корень аралеска растёт в болотистой глуши, куда редко ступала нога человека, несколько лет назад я там был, но аралеска не видел — о нём обычно только говорят, но никто его не видел и не собирал...»

Отправился Странник в болотистую глушь искать аралеск, почти не надеясь на удачу. Долго бродил он по болотистой глуши, но аралеск так и не нашёл. Остановился он на одной из кочек перекусить краюшкой хлеба да хлебнуть эля.

— Дай и мне кусочек, дай и мне кусочек, — услышал он жалобный тонкий голосок. — Редко кто сюда забредает, а мои запасы уж на исходе, а идти ещё нужно далеко...

— Покажись, кто ты такой! — сказал Странник.

— Я дух этих мест, брожу туда-сюда, за порядком слежу.

Отломил кусок хлеба Странник и положил на край кочки. Кусок хлеба и исчез.

— А ты что здесь ищешь? — раздался голос невидимого духа.

Странник рассказал о девушке, старухе и аралеске.

— Чудесный цветок! — произнёс дух. — Я покажу тебе его, иди на север.

Пошёл странник на север и увидел вдали крошечный алый огонёк — то был аралеск.

— Спасибо, дух, — проговорил странник.

— Прощай, — раздалось в ответ.

— Прощай, — растерянно произнёс Странник.

Аккуратно выкопал он цветок и забрал с собой.

«Следующая вещь, она говорила, — звезда, упавшая в чистейшие воды... Чище воды, чем в горах, в озере Уруктале, что рядом с моим домом, не найдёшь! Только вот как достать звезду... Да ещё и упавшую туда».

Отправился Странник в горы, к озеру Уруктал. «Достать звезду! Абсурдно! Люди не могут собирать с неба звёзды, пусть и упавшие. Да и вообще, они же на землю не падают! — со злостью и досадой думал он. — Старуха просит о невозможном». Но он очень устал, чтобы продолжить думать о старухе, о звезде и о том, как её достать. Темнело. Странник прилёг на берег озера отдохнуть да сразу и уснул.

И привиделось ему, что лежит он на берегу Уруктала, высоко в небе светит молодой месяц и отражается в воде, лучи месяца и струи воды сплетаются между собой, расширяются... и из воды медленно, в длинном серебристом архалуке, в браслетах, с серьгами-месяцами, босиком, с длинными распущенными кудрявыми чёрными волосами выходит к нему на берег Наринэ.

— Здравствуй, странник, давно мы с тобой не виделись! Зачем ты звал меня?

— Наринэ... — обомлел Странник. — Но я не звал тебя... Я часто думаю о тебе, я хочу освободить тебя. Для этого мне нужно поймать звезду, упавшую в воду этого озера. Я пока не знаю, как это сделать.

— Нет ничего проще! — весело сказала Наринэ. — Я дам тебе свои серьги-полумесяцы, — она аккуратно сняла серьги. — Они помогут увидеть тебе падающую в воду звезду, тебе останется только поймать её — уже под водой, — и она вложила в его руки серьги.

— Но как я поймаю её? И как принесу? — спросил он.

Но Наринэ уже исчезла.

Вдруг серьги в его руках стали нагреваться и раскалились так, что Странник выпустил их из рук. Одна серьга-полумесяц взлетела в небо и прилипла к нему, расширилась и стала светить ярко-ярко, другая же, соскользнув в воду, стала её отражением в воде. Вокруг стало очень светло, даже воздух стал видимым! Тут Странник услышал какой-то свистящий звук. Звук всё приближался, и Странник увидел падающую звезду. Звезда упала прямо в озеро на большой скорости! Странник тут же бросился за ней. Под водой ему освещал пространство «месяц-отражение», и он хорошо видел звезду. Наконец, он доплыл до неё и крепко схватил рукой. Она легко помещалась в его ладони. Он выплыл на берег и проснулся.

Утро уже переходило в день, солнце ярко светило, день обещал быть жарким. Странник обнаружил себя всё так же лежащим на берегу и мокрым с головы до пят. В одной его ладони была зажата ещё тёплая звезда — падение и ледяная вода Уруктала охладили её, а в другой ладони были серебряные серьги-полумесяцы Наринэ.

Странник высушил одежду, поел.

«Три дня остаётся до пятой луны», — подумал он. — «Что же третье называла старуха?»

Тут он вспомнил: «Вещь, из моей коллекции, что дороже всего на свете...»

И он отправился домой.

Его домик в горах был набит всякими вещицами так, что некуда было ступить. Осторожно он пробирался через них и думал, без какой же из них он не может жить. Пока что выходило, что ни от одной Странник не готов был отказаться.

«Будь проклята вся эта затея! — злился он. — Зачем я вообще повстречал эту Наринэ? Зачем пошёл за ней? Зачем она заколдована?..»

После думал он: «Но больше некому её спасти. Осталась всего лишь одна вещь, что поможет мне спасти её! Что мне дороже всего, что мне дороже всего... Эта коллекция редких бабочек? Сабля XIV века? Может меч короля Генриха V? Или зелье невидимости, подаренное мне одним алхимиком?.. Если бы мои родители были живы, они бы дали мне совет...» — Странник открыл медальон, который висел у него на шее, в нём была фотография его родителей. С нежностью (как ему казалось) они смотрели на него, молодые и красивые. И тут он понял: «Медальон! Ну, конечно! Это — самое дорогое! Я всегда ношу его с собой, здесь, у самого сердца. Он сопровождает меня каждое путешествие. Очень жаль, что придётся его отдать! Но я хочу освободить Наринэ». Так он решился отдать самую дорогую свою вещь. Он взял с собой ещё и меч и отправился в город.

Ровно через пять лун, в полнолуние, явился Странник вновь в тот паб, где встретил старуху. Она сидела там же, в углу, в тех же черных одеяниях, в капюшоне, скрывавшем лицо.

— Ну здравствуй, Странник, — улыбнулась она ему, чуть спустив капюшон и обнажив наполовину сгнившие зубы. — Принёс вещицы для обряда?

— Вот, — Странник выложил корень аралеска, звезду и медальон.

— Хорошо, — проговорила старуха. — Тогда займёмся делом. Иди за мной.

Они вышли из паба и долго шли темными узкими переулками, пока старуха не открыла дверь одного из домов.

— Заходи, — проскрипела старуха.

В доме было темно, можно было с трудом различить лестницу наверх и проходы налево и направо.

— Наверх, — она указала костлявым пальцем на лестницу. — На самый верх, до конца.

Они очутились в грязной каморке под крышей. Посреди неё стоял небольшой деревянный стол, в углу у печной трубы стояла кровать, накрытая тряпками, а вдоль стены на полочках стояли всякие склянки, ступка с пестиком, котелок. Старуха зажгла несколько свечей на столе.

— Клади вещи на стол. Я заберу магическую силу колдуна на время, тебе надо успеть убить его, пока у него не будет силы. Ты знаешь, как попасть в замок?

Странник вспомнил, что в его пузырьке ещё осталась волшебная жидкость.

— Знаю, — и он показал пузырёк.

— Как только я скажу, выпей.

Старуха положила звезду в котелок, порезала ножом аралеск и после растолкла в ступке. Она шептала какие-то слова, но Странник ничего не мог разобрать. Звезда расплавилась, превратилась в однородную вязкую жидкость, туда же отправились толчёный корень аралеска и медальон.

— Давай, иди в замок, — сказала старуха. — Помни, времени у тебя немного!

Странник выпил оставшееся содержимое пузырька и оказался в замке.
Ему показалось, что в этом замке он уже бывал. Он вспомнил, что гулял по нему в своих снах с Наринэ.

Он нашёл её комнату.

— Наринэ, Наринэ, — тихо позвал он за дверью.

— Странник! Я верила, что ты придёшь. Он запер меня в комнате, ключ он носит на шее.

— Я пришёл убить его, чтобы ты была свободна, но мне нельзя терять время. Где он?

— В северной башне, в своей спальне.

Странник нашёл спальню колдуна. Дверь была не заперта, и он вошёл.

Старик-колдун мирно посапывал в своей постели.

Странник занёс над ним меч...

— Кто ты такой и зачем пришёл ко мне? — прогремел колдун, открыв глаза и вскочив с постели.

— Все зовут меня Странником, и я пришёл убить тебя!

— Убить?! Как невежливо и безрассудно! — усмехнулся старик. Колдун попытался вырвать меч из рук Странника заклятьем, но не тут-то было: Странник и не шелохнулся. Старик-колдун отпрянул и спрятался за шкафом.

— А вежливо похищать и держать в заточении девушек? — съязвил Странник. — Теперь ты за это ответишь!

— Я — властелин этих земель, и нет никого могущественнее меня! — прокричал колдун, высунувшись из-за шкафа. Он что-то начал шептать, но ничего не происходило. Он пробовал наслать на Странника проклятье и — тоже ничего.

— Не может быть, не может быть, — шептал Колдун. — Моя магия не действует!

Вот уже триста лет не было никого, кто мог бы противостоять ему!
Странник приближался. Колдун убежал в залу рядом с его спальней, его взгляд зацепился за висевшие на стене гаддарэ, сверкавшие рубинами и изумрудами на ножнах. Когда-то один султан заплатил ими Колдуну в качестве выкупа за свою дочь, которую тот похитил.

Это были самые лучшие гаддарэ во всём султанате, но Колдуну ещё не приходилось ими пользоваться. Он схватил одну из гаддарэ, вытащил из ножен и ловко отбил удар меча Странника.

— Скажи, кто ты? И какой магией ты владеешь? — спросил бедный Колдун Странника, отбивая очередной удар.

— Я уже сказал, кто я. Я Странник, и я не владею магией, я обычный человек, — произнёс Странник, совершая всё новые выпады, которые успешно отбивал Колдун.

— Но моя магия на тебя не действует! — раздражённо воскликнул старик-колдун.

Странник чуть не зарубил его, но Колдун быстро оказался по другую сторону длинного стола — даже сейчас, без магии, он был невероятно быстр, ловок и силён!

— Тебе, верно, кто-то помогает, — продолжал Колдун. — Ядвига?

— Может быть и так, Колдун, но какая разница, если ты скоро умрёшь? — прошипел Странник и наскочил на колдуна, тот выпустил гаддарэ из рук и под клинком меча Странника встал на колени.

— Не убивай меня, Странник! — взмолился старик. — Я ведь ещё совсем мало пожил... Ну хочешь, я подарю тебе этот город?

«Тебе надо успеть убить его, пока у него не будет магической силы», — вспомнил Странник слова старухи-ведьмы.

— Хочешь больше — королевство? А хочешь... хочешь — Наринэ подарю?

— Быстрее, Странник, я не смогу удерживать его силу вечно! — услышал он откуда-то голос старухи.

— Люди — не вещи, чтобы их дарить да обменивать, — произнёс Странник и пронзил Колдуна мечом прямо в сердце. Колдун испустил свой последний вздох, и тело его рассыпалось пеплом по полу залы.

Странник снял с его шеи ключ от комнаты и выпустил Наринэ. Вместе они вышли из замка — чары спали, и замок стал обычным.

— Благодарю тебя, Странник, за моё спасение, — проговорила Наринэ. — Но я хочу, как и говорила, не принадлежать больше никому.

— Я не прошу тебя идти со мной, — ответил Странник, — не хочу неволить тебя. Люди — не вещи. Да и вещи дороги только те, что проникают в сердце. Ты свободна! Вот, возьми свои серьги, — и он протянул ей серьги-полумесяцы.

— Пусть мои серьги будут тебе подарком-напоминанием о том, что важнее вещей и коллекций, — возразила Наринэ. — Прощай, Странник, друг мой, может быть, мы ещё встретимся.

— Прощай, прекрасная Наринэ.

И они разошлись в разные стороны. Неизвестно, куда отправилась Наринэ, Странник же отправился путешествовать дальше.

Об авторе

Ярославна Лозбенева, Томск — Санкт-Петербург. Окончила ТПУ. Пишет рассказы, сказки, стихи. Любит символизм и таинственность.

-2

Другая современная литература: chtivo.spb.ru

-3