Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

Как организовать своё занятие на гитаре? Когда хочется конкретики

Ниже — руководство для хорошего сеанса занятий продолжительностью один час в день. Оно справедливо как для электрогитары, так и для акустики [примечание: но не для классики, хотя некоторые общие принципы можно почерпнуть и в этом случае].

Пред-пред-практика: растяните мышцы предплечий, сгибая запястье вперёд до легкого напряжения. Затем наклонитесь назад до легкого напряжения. Слегка согните пальцы назад. Немного разведите пальцы в стороны — на обеих руках.

Предварительная практика: пять минут. Играйте простые аккорды и лёгкие гаммы по паре минут каждая — ничего утомительного.

Первые десять минут: изучение аккордов и джазовые мелодии. Играйте три джазовые мелодии в удобном для вас темпе. Но не просто играйте их, а играйте с «открытыми ушами», чтобы слышать, что происходит с гармонией при каждом переходе от аккорда к аккорду.

Вторая десятиминутка: выберите песню для работы. Разбейте её на части: вступление, куплет, припев, бридж. Работайте над вступлением, как над ритмом, так и над соло (если оно есть). Сосредоточьтесь на ритмическом паттерне аккомпанемента, сделайте его правильно звучащим. Затем сыграйте такты вступления соло, если оно есть.

Играйте партию куплета, сосредоточившись на ритмическом рисунке аккомпанемента, сделайте его правильно звучащим. Если есть дополнительные такты соло, пока игнорируйте их. Песня управляется ритмом, а не красочным наполнением.

Затем сделайте всё то же самое для припева и секций бриджа.

Третья десятиминутка: потренируйте гаммы. Выберите тональность и сыграйте гамму в пяти позициях. Не ошибайтесь, оставайтесь сосредоточенным. Вы должны хорошо знать каждую из пяти позиций данной гаммы полностью интуитивно. Это происходит только из тренировки. Используйте бэк-трек только после того, как вы поработали над гаммой пять минут без него.

Выбрав себе гамму, вы должны играть её каждый день в течение одной недели. Каждый день вы выбираете другую тональность. Не опускайте такие «сложные» тональности, как A♭, B♭, D♭, E♭ или G♭/F♯. Вы должны знать свои гаммы в каждой тональности по всему грифу.

Четвертая десятиминутка: арпеджио, тэппинг, фингерстайл, смешанный стиль... это техники, выходящие за рамки базовых элементов выше. Выберите что-нибудь одно.

Если вы выбрали арпеджио, выберите тип аккорда, например maj7. Играйте его в одной тональности, скажем G, и работайте над двумя конкретными арпеджио этого аккорда (их много). Играйте медленно, чтобы выработать физическую механику, в том темпе, который вам удобен. Не ошибайтесь. Если вы выбрали тэппинг, выберите один или два конкретных пассажа и медленно пройдите их, отрабатывая движения.

Фингерстайл — это больше акустическая вещь, но, конечно, его можно реализовать и на электрогитаре. Выберите конкретный шаблон перебора, отрабатывая его медленно, чтобы понять механику рисунка, какие пальцы и где используются. Возьмите несколько аккордов и воспроизведите этот шаблон, сменяя аккорды. Создайте хорошую прогрессию, которая звучит музыкально, используя этот шаблон. Запишите его и сохраните.

Смешанный стиль (медиатор плюс пальцы) — это не просто какая-то деревенская вещь. Выучите его. Найдите хороший нотный урок по этому вопросу — например, Arlen Roth великолепен. Как в ритме, так и в соло, смешанный стиль — это бесценный навык, который действительно поможет вам создать некоторые удивительные партии.

Последние двадцать минут: это ваше время глубокого сосредоточения. Выберите песню, соло, что-то, что вы считаете «проектом», который требует времени, чтобы действительно хорошо его разучить. Вы потратите на это целых двадцать минут — сосредоточенное, целенаправленное и непрерывное занятие.

Вы не обязательно сделаете большой прогресс именно за эти двадцать минут, но это не имеет значения. Суть в том, чтобы научиться тому, на чём вы здесь фокусируетесь, с течением времени. Здесь вы применяете то, что изучили на других отрезках вашего общего времени занятий.

Работайте над этим проектом небольшими кусочками, даже по одному такту за раз, если это необходимо. Изучите один такт, затем изучите следующий. Комбинируйте их и играйте до тех пор, пока они не станут звучать гладко в том темпе, который уже убедительно передаёт музыку (но не на полной скорости). Затем изучите следующий такт. Объедините его с первыми двумя, и теперь играйте все три, пока они не станут звучать так же гладко. Повторяйте так до тех пор, пока вы не будете играть гладко весь ваш «проект» целиком.

Это медленно! Но это измеримый и реальный прогресс с большим количеством повторений. Именно так вы действительно усваиваете то, что узнали.

Всё, что вы узнаёте, зависит от формулы: «время, знакомство, повторение». Требуется время, чтобы научиться: знакомство, чтобы понять, и повторение, чтобы стать сильным.

Есть ещё много всего, но вышесказанное охватывает основные вещи, которые вам нужны. Надеюсь, это даст вам направление.

По материалам публикации (англ.).