Найти в Дзене
Prophetmaster Audio

Интересный аппарат конца 80-х: Усилитель Marantz PM-80

Marantz PM-80 - относительно недорогой полный усилитель, но с возможностью переключения в класс А. Естественно, что в классе А выходная мощность существенно меньше - 25 Вт на нагрузке 8 Ом, но все равно неплохо. Что немаловажно, в этом ценовом сегменте, а стоил он в 1989 году 65000 японских Йен (около 470$ США по курсу на тот год), конкурентов у Marantz PM-80 особо и не было. Что-то подобное стоило около 700-800$. Возможно потому, что схемотехника этого усилителя применялась в более дорогих моделей фирмы, а эта стала базовой, на которой произвели "обкатку".

Технические параметры, заявленные производителем:

-2
-3

Параметры хорошие, да и конструкция усилителя вполне себе приличная - блок питания максимально удален от входных цепей, но расположен недалеко от выходных каскадов, которые, в свою очередь, находятся вблизи реле защиты и выходных терминалов.

Marantz PM-80, вид изнутри.
Marantz PM-80, вид изнутри.

Силовой модуль состоит из выпрямителя с радиатором охлаждения, мощного трансформатора и двух емкостей ELNA по 18000 мкФ\63 В. В оконечных каскадах усилителя по две пары мощных транзисторов на канал.

Блок питания
Блок питания

Есть и ложка дегтя в этом бочонке: входные каскады и усилитель напряжения реализованы на одной двухканальной микросборке STK-3102. Работает она неплохо, но если выйдет из строя, то найти ее будет непросто. А она имеет такие предрасположенности - греется сильно, а радиатор штатный совсем небольшой площади:

Радиатор STK-3102 (скоба, изогнутая буквой "П")
Радиатор STK-3102 (скоба, изогнутая буквой "П")

От постоянного перепада температур лопается пайка на ее ногах и при неудачном стечении обстоятельств сборка дохнет. Проблема решается установкой дополнительного радиатора - была уже пара таких аппаратов и все работают уже по нескольку лет с дополнительными радиаторами. Ну и пропаять нужно все как следует, естественно.

Marantz PM-80
Marantz PM-80

Насчет класса А. Реально, выходная мощность в классе А (25 Вт\8 Ом) в указанных параметрах немного завышена. При штатных установках тока покоя получается около 20 Вт. В режиме АВ ток покоя составляет 50 мА на одну пару выходников (100 мА на две пары), а при нажатии кнопки "Class A" усилитель честно увеличивает ток покоя в 11 раз, до 550 мА на пару. Для недорогого усилителя это более чем достойно - обычно, когда пишут о подобных режимах в бюджетных усилителях, это сплошной обман и никаким классом А там и не пахнет.

Стоит только заметить, что разогреваются радиаторы в режиме А довольно сильно - площадь их невелика, хотя конструктив усилителя сделан грамотно, с точки зрения эффективности пассивного конвекционного охлаждения.

В усилителе имеется встроенный ММ\МС корректор для винила, но он на сдвоенном ОУ с цепями коррекции в обратной связи - я такие даже не подключаю, не трачу время.

Плата селектора входов и корректора
Плата селектора входов и корректора

Функциональное оснащение усилителя обычное, на первый взгляд:

РГ, баланс, тембры НЧ\ВЧ, селектор входов, селектор записи, моно\стерео, режим Dirесt, выход на наушники, коммутация двух пар АС, вход\выход для подключения внешнего устройства обработки звука, режим Mute. Но при внимательно рассмотрении замечаем, что в усилителе целых 7 линейных входов, если считать магнитофонные. Немногие винтажные аппараты могут похвастаться таким богатством, а часто бывает, что аудио устройств в системе много и линейных входов просто не хватает.

Вид со стороны тыловой панели
Вид со стороны тыловой панели

Акустические терминалы винтовые, достаточно надежные и совместимы с разъемами типа "банан".

По звучанию Marantz PM-80 находится ближе к более дорогим усилителям. Звук мягкий, но в тоже время с высокой детализацией, особенно в режиме А. Да и в АВ классе тоже все хорошо. Благодаря неплохому коэффициенту демпфирования и мощному блоку питания, не слишком требователен к АС и не "боится" нагрузки 4 Ом на большой громкости.

Резюмируя, можно сказать, что из бюджетных усилителей является одним из лучших. К недостаткам можно отнести слабенький встроенный корректор.

Статья написана на основе личного опыта, все фото мои.

Другие публикации по теме аудио: https://zen.yandex.ru/prophetmaster_audio

Другие статьи про винтажные усилители и ресиверы:

Мarantz 4300 Quadro Receiver /// Adcom GFA-555 II + Adcom GFP-555

Onkyo Integra M-506 /// Onkyo Integra M-508 /// JVC R-S77 Receiver

Onkyo Integra M-509 /// Technics SU- V10 /// Sony TA-5650

Accuphase P-300X + Accuphase C-200X /// Technics SU-8099

Jadis 845SE /// Корвет УП-028С + Корвет УМ-048С /// Akai AM-2450

Sugden A-48II /// Dual CV-1460 /// Nordmende 7500VS /// Luxman L-90

Harman Kardon HK-930 Receiver /// Technics SU-50A /// Luxman L-68A

Sansui AU-20000 /// Sansui BA-3000 /// Onkyo Integra А-919

ReVox B-251 /// Sansui AU D-907F Extra /// Барк У-001 /// Technics SU-V7

Ресивер Tandberg TR 2075 /// Luxman L-510 /// Kenwood KA-9100

Ресивер Hitachi SR-504 /// Akai AA-5800 /// Sansui AU-X11

Denon PMA-970 /// Aurex SC-M12 /// Akai AM U-5 /// Lo-D HCA-8000

Luxman M-03 + Luxman C-03 /// Yamaha A-2000 /// Sansui-A80

Пульсар (Кумир) У-001 /// Ресивер Sharp STA-41 /// Marantz 75SR1040

Винтажные усилители и их место в современном аудио /// Sony TA-P7F

Nordmende Quadronado QX-80 /// Revox B-750 MK-II /// Sony 8FS-50W

Mitsubishi DA-A30 /// Victor M-3030 /// Sony TA-F650ESD

Sansui AU-alfa999DG /// Scott 480A /// Akai AM-69 /// Threshold 400A

Sansui a907i MOS Limited /// Sony TA-F555ESX /// Videoton EA 6383 S

Superscope A-235 /// Yamaha A-1000 /// Dynacord PAA-880

Lo-D HMA-9500 /// Sansui AU-D33 /// Rotel RA-945 /// Yamaha C-2

OMAK JEWEL ONE & OMAK JEWEL TWO /// Akai AM-2850 /// Yamaha B-2X

Uesugi U-Bros-1 /// Akai AM-95 /// Plinius SA Reference /// Grundig SV-50

Эстония УП-010 и Эстония УМ-010 /// Victor A-X1000 /// Yamaha A-2000a

Harman Kardon HK-970 /// Technics SU-V620 /// Proton AP-1000

Proton D-1200 /// Sansui AU-a907MR /// Marantz SC8 + Marantz SM8

Marantz SC9 + Marantz SM9 /// Sansui AU-D907/// Musical Fidelity A-1

Yamaha CX-2000

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)