79 лет назад в Москве случилась большая паника. Ситуация на фронте к тому моменту сложилась катастрофичная и 15 октября 1941 года выходит постановление ГКО № 801 об эвакуации столицы СССР г. Москвы.
Здесь интересно, что товарищ Сталин эвакуируется завтра или позднее, смотря по обстановке. Надо отдать ему должное, он не трусил и оставался в осажденной Москве. Хотя, а какие у него были варианты, как у верховного?
Но нам интересен последний пункт, который относится к метрополитену: «В случае появления войск противника у ворот Москвы поручить НКВД — т. Берия и т. Щербакову произвести взрыв предприятий, складов и учреждений, которые нельзя будет эвакуировать, а так же все электрооборудование метро (исключая водопровод и канализацию)».
Ходит мнение, что метрополитен Москвы хотели взорвать. С одной стороны это вытекает из четвертого пункта ГКО «взорвать предприятия, которые нельзя эвакуировать». К осени из Москвы уже успели частично вывезти и вагоны метро и оборудование и сотрудников. Но так же в четвертом пункте говорится, что взорвать все электрооборудование. Сейчас мы можем только гадать, что хотели сделать со станциями и тоннелями метро. На мой взгляд, хотели взорвать только тяговые подстанции. Максимум — затопить все выработки. Потому что, если взорвать тоннели — то это приведет к колоссальным осадкам и деформации дневной поверхности и обрушению множества зданий.
Так же совершенно не понятно, что такое ворота Москвы в данном случае — где тот рубеж не возвращения?
И 16 октября 1941 года, т.е. ровно 79 лет назад, Московский метрополитен не открыл свои двери. Опять же, надо уточнить. Ночью метро работало как бомбоубежище и в нем укрывались люди. Начали ли демонтировать оборудование ночью — не известно. Но я думаю, вполне могли что-то начать уже откручивать, что не нужно ночью для укрывания людей. И утром, видимо, когда его покинули жители Москвы, вестибюли просто закрыли двери и в метро не началось движение поездов. Тут видимо и начали готовить подстанции к взрыву и спешно демонтировать все, что можно открутить. А большим количеством работников за день многое можно успеть разобрать, конечно.
Планировали ли затопить метро — могли, конечно. Но всему электрооборудованию и отделке станций был бы нанесен непоправимый ущерб. И потом пришлось бы это восстанавливать в течении большого времени.
Слухи об эвакуации, я думаю, в Москве ходили. Несмотря на то, что постановление ГКО имеет гриф «сс» — «совершенно секретно», я более чем уверен, что скрыть эвакуацию, которая началась уже 15 октября было нельзя. А уж слухи об эвакуации ходили безусловно и раньше. Когда 16 октября в Москве не заработало метро, то стало понятно — город готовят сдать немцам и началась паника. Все побежали из города. Начался грабеж, мародерство, волнения, анархические разговоры и прочее.
В сети на сайте https://lughistory.ru/fotografii/foto-sssr-moskva-vo-vremya-vojny/ есть фото (там очень хорошая подборка фотографий Москвы за время войны), которые подписаны как эвакуация из Москвы 16 октября. К сожалению, сказать точно, так это или нет, мы не можем. Но приведу их, эвакуация вполне могла так выглядеть.
Паника в осажденном городе вещь очень плохая. Как паника сама по себе. Видимо, ситуация в городе с каждым часом становилась все хуже и хуже, и руководство страны поняло, что они сделали не то. 16 октября выходит новое постановление ГКО № 808. К сожалению, на постановлении нет времени подписания. Здесь это важно, когда поняли, что эвакуация Москвы вызвала панику и упадническое настроение и начали справлять ситуацию.
Интересна формулировка «Не прекращать движение на Метро, а уменьшить его, скажем, на половину». Какой-то не официальный стиль с рекомендацией. Но, надо понимать, что рекомендации товарища Сталина равнялись приказам. А уж тем более в постановлении ГКО.
Скорее всего (простите в этом материале гадания и предположения много) постановление вышло после обеда и тогда же начали возвращать все обратно. Причем считается, что частично метрополитен восстановил свою работу уже вечером 16 октября, а утром 17 начались пассажирские перевозки. Видимо где-то успели разобрать больше, где-то меньше. Главное, что метрополитен вернулся в работу, правительство во главе Сталиным осталось в городе. А Москва 19 октября была переведена постановлением ГКО № 813 на осадное положение. Но это уже другая история.
В книге «Московское метро в годы войны» приведен документ: «Справка начальника УНКВД по г. Москве и Московской области М.И. Журавлева о реагировании населения на приближение врага к столице 18 октября. 1941 г.» Приведу его полностью, если вы захотите ознакомится с положением дел в осажденном городе и настроениях людей, то его читать обязательно.
За 16 и 17 октября 1941 г. на ряде промышленных предприятий г. Москвы и Московской области со стороны отдельной части рабочих зафиксированы анархистские проявления.
16 октября 1941 г. во дворе завода Точизмеритель им. Молотова в ожидании зарплаты находилось большое количество рабочих. Увидев автомашины, груженные личными вещами работников Наркомата авиационной промышленности, толпа окружила их и стала растаскивать вещи. Раздались выкрики, в которых отдельная часть рабочих требовала объяснения, почему не выданы деньги и почему, несмотря на решение Правительства о выдаче месячного заработка, некоторым работникам выписали только за две недели.
Разъяснения находившегося на заводе оперработника Молотовского райотдела НКВД Ныркова рабочих не удовлетворили. Ныркову и директору завода Гольдбергу рабочие угрожали расправой.
Прибывший на завод заместитель начальника райотдела НКВД т.Дмитров заявил, что органы НКВД во всем разберутся, деньги будут выписаны и выданы.
Директор завода Гольдберг, главный инженер Розноер, зав. столовой Соколова и сбежавший с завода работник Росинский привлекаются к ответственности. Ведется следствие.
Группа лиц из рабочих завода № 219 (Балашихинский район) 16 октября с.г. напала на проезжавшие по шоссе Энтузиастов автомашины с эвакуированными из г. Москвы и начала захватывать вещи эвакуированных. Группой было свалено в овраг шесть легковых автомашин.
В рабочем поселке этого завода имеют место беспорядки, вызванные неправильными действиями администрации и нехваткой денежных знаков для зарплаты.
Пом. директора завода по найму и увольнению Рыгин 16 октября, нагрузив машину большим количеством продуктов питания, пытался уехать с заводской территории. Однако по пути был задержан и избит рабочими завода. Бойцы вахтерской охраны завода напились пьяными.
После произведенного предварительного расследования пом. директора завода по найму и увольнению Рыгин был арестован. Кроме того, арестованы пять организаторов беспорядков на заводе. Персонал вахтерской охраны обезоружен и уволен с завода. Несение охраны завода поручено воинской части, расположенной вблизи завода.
Ведется следствие. Для проведения специальных мероприятий на завод выехали дополнительно три оперативных работника.
16 октября с.г. в 7 часов утра рабочие колбасного завода Московского мясокомбината им. Микояна, уходя из цехов в отпуск, растащили до 5 т колбасных изделий. Беспорядки были прекращены с помощью партактива, сторожевой охраны комбината и бойцов истребительного батальона.
Директор холодильника Левин арестован. Директор комбината Бабин с работы снят.
На Реутовской текстильной фабрике 16 октября с.г. рабочие выразили недовольство частичной выплатой зарплаты. Начальник штаба МПВО фабрики Иванов, объясняя рабочим, что остальная сумма зарплаты будет выплачена 17 октября, заявил им, что будут взорваны жилые бараки. Рабочие набросились на Иванова и избили его.
Организаторами избиения являются рабочие Дмитриев и Чепухин. Дмитриев арестован. Чепухин разыскивается и будет также арестован. Иванов за неправильные действия привлекается к ответственности.
Директор Краснохолмского комбината (Кировский район г. Москвы) Шилов разрешил выдать 15 работникам комбината по 3-4 м материала «бостон». Фактически же материал был выдан 50 работникам. Стоявшие у ворот в ожидании зарплаты рабочие, увидев выносивших материал работников, начали возмущаться и отнимать ткань. Вмешательством проходивших по улице красноармейцев порядок был восстановлен.
На обувной фабрике «Буревестник» (Сокольнический район г. Москвы) из-за нехватки в Сокольнической конторе Госбанка денежных знаков задержалась выплата зарплаты и выходного пособия рабочим. В связи с этим 16 октября с.г. в 17 часов рабочие, выражая недовольство, снесли ворота и проникли на территорию фабрики. На этой фабрике зафиксировано несколько случаев хищения обуви.
В результате проведенной разъяснительной работы порядок на фабрике восстановлен.
Директор фабрики «Рот Фронт» (Кировский район г. Москвы) Бузанов разрешил выдать рабочим имевшееся на фабрике печенье и конфеты. Во время раздачи печенья и конфет между отдельными пьяными рабочими произошла драка.
По прибытии на место работников милиции порядок был восстановлен.
17 октября с.г. рабочие Завода электротермического оборудования (Таганский район г.Москвы), вооружившись чем попало (молотки, лопаты), окружили территорию завода. Требуя выдачи зарплаты, рабочие никого не выпускали с завода.
На Шарикоподшипниковом заводе № 2 (Ленинский район г. Москвы) рабочие собирались большими группами и проявляли намерения сломать станки.
17 октября на Ногинском заводе № 12 группа рабочих в количестве 100 человек настойчиво требовала от дирекции завода выдачи хранившихся на складе 30 т. спирта. Опасаясь серьезных последствий, директор завода Невструев вынес решение спустить спирт в канализацию.
Ночная смена вахтерской охраны завода оставила пост и разграбила склад столовой с продовольствием, вследствие чего питание рабочих сорвано.
Группа рабочих этого же завода днем напала на ответственных работников одного из главков Наркомата боеприпасов, ехавших из г. Москвы по эвакуации, избила их и разграбила вещи.
Группа рабочих завода № 67 им. Тимошенко (Сталинский район г. Москвы) в количестве 6 человек 17 октября разбила стоявшую у заводского склада грузовую автомашину с продуктами, предназначавшимися для эвакуированных детей. В составе группы были члены ВКП(б) Кузьминов и Грачев, кладовщик Бакалец, старший технолог цеха № 1 Атурин.
С указанного завода сбежал и ряд ответственных работников, в том числе председатель завкома Затрусин, его заместитель Говоров, заместитель секретаря парткома Храмов, начальник финотдела Кристал и начальник отдела организации труда Аврученко.
17 октября собравшиеся у ворот автозавода им. Сталина 1500 рабочих требовали пропустить их на территорию завода и выдать зарплату. Вахтерской охраной рабочие на завод допущены не были. В связи с этим вахтеру, охранявшему проходную будку, было нанесено в голову ранение лопатой и избиты два милиционера, пытавшиеся восстановить порядок.
После того как члены партии объявили, что завтра зарплата будет выдана, рабочие разошлись. Деньги для выдачи зарплаты заводоуправлением уже получены.
С завода № 156 Наркомата авиационной промышленности в ночь на 17 октября сбежали директор завода Иванов, пом. директора по найму и увольнению Шаповалов и начальник отдела кадров Калинин. Так как Шаповалова с машиной с территории завода охрана не пропускала, он угрожал вахтеру оружием.
17 октября днем группа рабочих этого завода (главным образом из вооруженно-вахтерской охраны) во главе с мастером Жеренковым взломала склад со спиртом. Все участники напились пьяными. Жеренков арестован.
16 октября с.г. слесарь мотоциклетного завода (Пролетарский район г. Москвы) Некрасов похитил со склада спирт и вместе с грузчиком Гавриловым и кладовщиком склада Ярославцевым организовал коллективную пьянку.
17 октября Некрасов совместно с этими же лицами проводил около гаража завода групповую контрреволюционную агитацию погромного характера, призывал рабочих уничтожать евреев.
Все трое арестованы. Производится расследование.
На заводе № 8 (Мытищинский район) около 1000 рабочих пытались проникнуть во двор. Отдельные лица при этом вели резкую контрреволюционную агитацию и требовали разминировать завод.
Отправлявшийся с завода эшелон с семьями эвакуированных разграблен. Кроме того, рабочие угрожали разбить кассу с деньгами.
В 13 часов 30 минут на заводе возник пожар, в результате которого полностью уничтожен материальный склад Управления капитального строительства. Убытки от пожара составляют около 500 тыс. руб.
Ведется следствие.
16 октября группа грузчиков и шоферов, оставленных для сбора остатков имущества эвакуированного завода № 230, взломала замки складов и похитила спирт. Силами оперсостава грабеж был приостановлен.
Однако 17 октября утром та же группа людей во главе с диспетчером гаража и присоединившейся к ним толпой снова стала грабить склад. В грабеже принимали участие зам. директора завода Петров и председатель месткома. При попытке воспрепятствовать расхищению склада избиты секретарь парткома завода и представитель райкома ВКП(б).
Из участников хищения 10 человек арестованы. Зам. директора завода Петров сбежал. Руководивший грабежом диспетчер усиленно разыскивается.
В 13 часов на заводе Моспласткож № 2 группой рабочих задержана автомашина с эвакуированными членами семей работников этого же завода. Часть пассажиров избита, вещи растащены. На этом же заводе выведены из строя четыре автомашины. Виновники разыскиваются.
16 октября на фабрике «Ударница» собравшаяся толпа проломила забор и пыталась расхитить кондитерские изделия.
17 октября на заводе № 69 Наркомата вооружения во время погрузки технического спирта для отправки в г. Свердловск группа рабочих силой изъяла бочку со спиртом и организовала пьянку.
Директор завода и уполномоченный НКВД были вынуждены выставить вооруженную охрану, которая первоначально ничего не могла сделать и применила оружие, открыв стрельбу вверх.
Парторг ЦК ВКП(б) Маляренко с завода сбежал и выехал в Свердловск. Рабочие завода два дня не получают хлеба и ходят за ним пешком в Москву.
Принятыми мерами обстановка на заводе разряжена.
16 октября в связи с тем, что на заводе № 58 не была выдана зарплата, рабочие ходили толпами, требуя денег. Со стороны отдельных рабочих имели место выкрики: «Бей коммунистов!» и др. Группа рабочих подделала ключ к складу химикатов, похитила спирт и организовала пьянку.
17 октября рабочие были впущены в минированные цеха для получения зарплаты. Узнав, что они находятся в минированных цехах, рабочие подняли скандал.
В 11 часов утра завод получил от Ростокинского РК ВКП(б) распоряжение продолжать работу, но большинство рабочих в цехах не осталось.
17 октября около 500 учеников ремесленного училища завода им. Сталина собрались в ожидании зарплаты. Директора училища Самойлова на месте не оказалось, так как он выехал из Москвы.
Не получив денег, ученики занялись погромом училища: порвали учебники, чертежи, поломали шкафы, разграбили теплые вещи и продовольствие.
Принятыми мерами порядок восстановлен.
Группа рабочих совхоза «Коммунарка» (23-й километр Калужского шоссе) пыталась разграбить имущество, принадлежавшее поселку 2-го спецотдела НКВД.
4 участника грабежа задержаны.
17 октября в Мытищинском районе толпой задержаны автомашины с эвакуированными семьями членов горкома партии. Остановлены 9 машин. Вещи с машин сняты. Выслана одна рота истребительного батальона. По городу расставлены патрули.
Руководители районных организаций г. Перово (райком ВКП(б), райисполком и др.) прекратили работу.
17 октября в Бронницком районе в деревнях Никулино и Торопово на некоторых домах колхозников в 14 часов были вывешены белые флаги. Как стало известно, организатором вывешивания белых флагов является некая Боярская. На место послан оперативный работник.
В деревнях Петровское, Никулино, Свободино и Зеленое наблюдаются попытки отдельных колхозников разобрать колхозный скот, подготовленный к эвакуации.
Начальник Управления НКВД по г. Москве и Московской области старший майор государственной безопасности Журавлев.
Паника это очень страшно. Как мы можем видеть, провести эвакуацию тихо и организованно не получилось. В немалой степень этому способствовало то, что метро утром 16 октября, впервые за всю историю, было закрыто. Казалось бы, что сдача Москвы уже неминуема.