Найти тему

Если бы Вы могли выбрать школьного учителя для ребёнка…

Почему этот малыш смотрит влево, а не вправо? Дети разные. Учителя разные. Учитывает ли школа особенности главных участников учебного процесса?
Почему этот малыш смотрит влево, а не вправо? Дети разные. Учителя разные. Учитывает ли школа особенности главных участников учебного процесса?

Первый вопрос на занятиях – “Зачем тебе нужен этот предмет?” Казалось бы, пятый класс. Откуда им знать? Но это важно. Когда работал в школе, проводил это как мини-сочинение. И сейчас на индивидуальных занятиях подробно расспрашиваю учеников, вне зависимости от возраста. Одни ответы - общие, типовые, другие – особенные, отражают мечты, надежды именно этого ученика.

Обучение – дело очень личное. Это не только связано с мотивацией. Мотивация здесь, скорее, следствие, проявление каких-то более глубоких процессов развития. Само новое знание обычно ведь формируется на базе уже сложившегося, усвоенного. В любой предметной области сначала закладываем основу, а затем выстраиваем на ней более сложные понятия.

Простите, что привожу здесь такие аксиомы обучения, но когда я читаю в комментариях, что учителю не о чем разговаривать с учеником, что тот должен внимать ему с благоговейным трепетом, когда слышу все эти жалобы на отсутствие мотивации и на поразительную забывчивость школьников, когда слышу, как родители отчитывают детей за несделанные домашние задания, то… невольно всплывают в сознании аксиомы. Может все эти люди просто забыли их?

Даже если рассказываю что-то новое, сначала спрошу ответ у ребёнка. Вдруг он где-то это слышал. Вдруг у меня есть золотой шанс зацепиться за уже действующий островок в его памяти. И, кстати, не припомню ни одного ученика, который бы не попробовал что-то предположить и тем самым, оживить какие-то свои уже действующие нейронные схемы, связи. Если слышу шаблонное “не знаю”, то стараюсь подсказать, подтолкнуть к предположению, к этой активации, к тому, чтобы сделать новое знание более личным.

До сих пор помню урок математического анализа в университете, когда мы рассчитывали площадь поверхности игрушечного крокодила, подаренного на день рождения одной нашей студентке. Да, это был урок Мастера и не только по математическому анализу. При чём тут игрушка? Быть может, говоря словами одной из наших строгих читательниц – это было “просто дешевое заигрывание” с учениками? А ведь это было почти тридцать лет тому назад! Я помню тот урок, и мне достаточно беглого взгляда на теорию, чтобы вспомнить детали решения. Учитель сделал новое знание более личным для каждого из нас, сумел зацепить за что-то более глубокое внутри нашей памяти. Это сработало.

Никому наши знания сами по себе не нужны, какими бы мы их важными ни считали. Они имеют значение только в связи с жизнью ребёнка, в связи с его переживаниями, его опытом. И здесь само собой напрашивается вопрос о совместимости учителя и ученика, о гармоничности их опыта, воспитания, взглядов на жизнь.

Даже первоклассник приходит в школу уже не пустой. За каждым, как минимум, стоит семья, родители. Он уже смотрит на всё сквозь призму своего опыта. Не учитывать его при обучении – не получится.

Знания учителя тоже выросли не на пустом месте, тоже имеют свои более глубокие опоры. Конечно, Любовь к детям, таланты, профессиональные навыки делают педагога более гибким, более способным для обучения, для того, чтобы передать ребёнку необходимый опыт. Скажите, это и так ясно? Но тогда скажите, пожалуйста, учитывается ли это в школе?

Получается очень странная картина. Два главных действующих лица школы – ученик и учитель. От их индивидуальных особенностей во многом зависит процесс обучения. И школьная система практически полностью игнорирует этот очевидный факт.