Найти тему
Лилия Габдрафикова

"Имеют дома свои портреты, но не вывешивают на стенах": что не так с фотографиями татар?

Сегодня фотография - часть нашей обыденности, а когда-то это было удивительным явлением. Фотографические изображения, утвердились в Европе во второй половине XIX века. А вот у татар-мусульман с фотографией были особые отношения. Связано это было в том числе со спецификой мусульманского мировосприятия.

Без головы

Как известно, в исламских культурах не было традиционного изобразительного искусства. Религия запрещала изображать людей, животных, птиц и т.д. Одушевленные существа напоминали о языческом прошлом, во избежание невольного возврата к бывшим идолам, в исламе на протяжении многих веков наблюдалось отрицательное отношение к живописи и другим аналогичным художественным практикам. Например, к скульптурам.

Эта античная скульптура из турецкого Бодрума потеряла голову не просто так. На то когда-то очень давно имелись серьезные мировоззренческие причины. Фото: https://turbina.ru
Эта античная скульптура из турецкого Бодрума потеряла голову не просто так. На то когда-то очень давно имелись серьезные мировоззренческие причины. Фото: https://turbina.ru

Поэтому татары-мусульмане украшали интерьер, посуду, а также одежду, головные уборы и обувь замысловатыми узорами, нередко в них присутствовали цветочно-растительные мотивы. Эта была традиция, заложенная еще в далекие времена Золотой Орды.

Вот, например, фрагмент сосуда, украшенный растительный орнаментом. Датируется  12-15 вв. Экспонат хранится в Болгарском историко-архитектурном музее-заповеднике.  Фото: БГИАМЗ.
Вот, например, фрагмент сосуда, украшенный растительный орнаментом. Датируется 12-15 вв. Экспонат хранится в Болгарском историко-архитектурном музее-заповеднике. Фото: БГИАМЗ.

А что же русские?

Однако помимо влияния исламских традиций, в повседневной жизни татар-мусульман определенную роль играло и взаимодействие с русскими соседями. К середине XIX века в общероссийской городской культуре фотографирование уже вошло в обиход. Поэтому первые фотоснимки татар тоже известны еще с 60-х годов XIX веков. Например, на коллективной фотографии, сделанной в 1864 г. в Санкт-Петербурге, помимо русских чиновников и торговцев, запечатлены купцы И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов. Все они представляли казанскую депутацию, по разным общественным делам.

Так в результате тесного взаимодействия с русским миром высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.

Василий Верещагин. Татарин из Оренбургской тюрьмы (1867). Фото: ГМИИ РТ.
Василий Верещагин. Татарин из Оренбургской тюрьмы (1867). Фото: ГМИИ РТ.

А некоторые татары, как герой Василия Васильевича Верещагина, позировали даже русским живописцам. Правда, неизвестно был ли выбор у этого арестанта? Вряд ли кто-то из тюремного начальства интересовался его взглядами на изображение живых существ.

А как же Стамбул?

Помимо русской культуры для многих татар-мусульман XIX века ориентиром являлась Османская империя. С открытием в Стамбуле европеизированных военно-инженерных училищ, где впервые начали преподавать черчение и рисование, стало возможно появление первых мастеров изобразительного искусства. Уже с середины XIX в. часть турецких художников проходила обучение в Европе, в Стамбуле были проведены первые художественные выставки, а в 1882 г. открылась Школа изящных искусств – Sanayii Nefise Okul.

Шекер Ахмет паша. Orman ("Лес"). 1895 г. Фото: https://www.alem.com.tr
Шекер Ахмет паша. Orman ("Лес"). 1895 г. Фото: https://www.alem.com.tr

Первые турецкие картины представляли собой в основном пейзажи, при этом они нередко были срисованы с фотографий. Появились и изображения людей. Например, в работах художников Осман Хамди бея (1842-1910), Шекер Ахмет паши (1841-1907). Конечно же, жители империи, особенно высшие слои, пользовались фотоуслугами.

Осман Хамди бей. Kur’an Okuyan Adam (Человек, читающий Коран). Фото: https://biacaip.com
Осман Хамди бей. Kur’an Okuyan Adam (Человек, читающий Коран). Фото: https://biacaip.com
Однако до массового увлечения фотографией было еще далеко. Вообще для перестройки коллективного сознания татарского мусульманского общества мало было примеров из соседних культур. Большинству населения недостаточно убедительным казались и отдельные примеры татарского купечества. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы.

Поэтому еще в конце XIX века татарский просветитель Каюм Насыри отмечал: «Некоторые люди имеют дома свои портреты, но они никогда их не вывешивают на стенах».

(продолжение следует...)

Читайте также:

Почему раньше прятали фотографии и чему научили татарские муллы (продолжение)

О работе башкирского художника Сабита Яхшибаева в Казани 1910-е годы