Сегодня фотография - часть нашей обыденности, а когда-то это было удивительным явлением. Фотографические изображения, утвердились в Европе во второй половине XIX века. А вот у татар-мусульман с фотографией были особые отношения. Связано это было в том числе со спецификой мусульманского мировосприятия.
Без головы
Как известно, в исламских культурах не было традиционного изобразительного искусства. Религия запрещала изображать людей, животных, птиц и т.д. Одушевленные существа напоминали о языческом прошлом, во избежание невольного возврата к бывшим идолам, в исламе на протяжении многих веков наблюдалось отрицательное отношение к живописи и другим аналогичным художественным практикам. Например, к скульптурам.
Поэтому татары-мусульмане украшали интерьер, посуду, а также одежду, головные уборы и обувь замысловатыми узорами, нередко в них присутствовали цветочно-растительные мотивы. Эта была традиция, заложенная еще в далекие времена Золотой Орды.
А что же русские?
Однако помимо влияния исламских традиций, в повседневной жизни татар-мусульман определенную роль играло и взаимодействие с русскими соседями. К середине XIX века в общероссийской городской культуре фотографирование уже вошло в обиход. Поэтому первые фотоснимки татар тоже известны еще с 60-х годов XIX веков. Например, на коллективной фотографии, сделанной в 1864 г. в Санкт-Петербурге, помимо русских чиновников и торговцев, запечатлены купцы И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов. Все они представляли казанскую депутацию, по разным общественным делам.
Так в результате тесного взаимодействия с русским миром высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.
А некоторые татары, как герой Василия Васильевича Верещагина, позировали даже русским живописцам. Правда, неизвестно был ли выбор у этого арестанта? Вряд ли кто-то из тюремного начальства интересовался его взглядами на изображение живых существ.
А как же Стамбул?
Помимо русской культуры для многих татар-мусульман XIX века ориентиром являлась Османская империя. С открытием в Стамбуле европеизированных военно-инженерных училищ, где впервые начали преподавать черчение и рисование, стало возможно появление первых мастеров изобразительного искусства. Уже с середины XIX в. часть турецких художников проходила обучение в Европе, в Стамбуле были проведены первые художественные выставки, а в 1882 г. открылась Школа изящных искусств – Sanayii Nefise Okul.
Первые турецкие картины представляли собой в основном пейзажи, при этом они нередко были срисованы с фотографий. Появились и изображения людей. Например, в работах художников Осман Хамди бея (1842-1910), Шекер Ахмет паши (1841-1907). Конечно же, жители империи, особенно высшие слои, пользовались фотоуслугами.
Однако до массового увлечения фотографией было еще далеко. Вообще для перестройки коллективного сознания татарского мусульманского общества мало было примеров из соседних культур. Большинству населения недостаточно убедительным казались и отдельные примеры татарского купечества. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы.
Поэтому еще в конце XIX века татарский просветитель Каюм Насыри отмечал: «Некоторые люди имеют дома свои портреты, но они никогда их не вывешивают на стенах».
(продолжение следует...)
Читайте также:
Почему раньше прятали фотографии и чему научили татарские муллы (продолжение)
О работе башкирского художника Сабита Яхшибаева в Казани 1910-е годы