Часть вторая.
Как известно, в 1095 г. в Клермоне папа римский Урбан II призвал христианский мир к походу на освобождение Святой Земли от мусульман. Уже через год европейское рыцарство двинулось на восток под лозунгом "Deus vult" (этого хочет бог), что вошло в историю под названием Первого крестового похода. Однако, пока они собирались, в Палестину отправились другие - беднота. Под тем же лозунгом. Штука была в том, что, как считается, произнося свою знаменитую речь, папа объявил, что "земля та течет молоком и медом" и "кто здесь горестен и беден, там будет счастлив и богат". Т.е. папа-то имел ввиду бедствующих от недостатка земли феодалов, которым стало тесно в Европе, но услышали его и реальные бедняки из простонародья, справедливо рассудившие, что они весьма подходят под определение "горестных и бедных". Итогом стала дичь, ныне известная как "Крестовый поход бедноты" и "Германский крестовый поход". Организаторами сего действа выступили два человека: проповедник Петр Пустынник (он же Пьер Амьенский) и мелкий рыцарь Вальтер Голяк (он же Готье Нищий). Последнего, правда, вспоминают куда реже.
Петр, надо сказать, был довольно интересной личностью. Будучи аскетом, питался он только рыбой и вином (по идее, надо было хлебом и водой, но Петр рассудил иначе), ездил повсюду на осле, от которого его фанаты вечно стремились отщипнуть пучок шерсти на память (хорошо, хоть, за бороду не дергали) и, судя по всему, был сильно экзальтированным человеком. И одновременно хитрецом себе на уме, что станет ясно дальше. Незадолго до начала всего этого веселья он успел побывать в Палестине и остался весьма огорчен положением тамошних христиан. Т.ч. когда прозвучал клич "Deus vult", Пустынник сразу стал носиться на своем несчастном осле по Франции, проповедуя немедленный поход против неверных.
Эти проповеди пользовались огромной популярностью у народа, который почитал Петра как святого. Сам же Петр, видимо, тоже был уверен в собственной богоизбранности и видел всевозможные галлюцинации на этой почве (хочется верить, что на этой, а не от постоянного винопития). В результате вокруг него собралась толпа примерно в 40 000 рыл всевозможного отребья: нищих, крестьян, разбойников, разорившихся рыцарей и прочих асоциальных элементов. Не имея ни четкого плана действий, ни нормальной организации и вооружения, ни даже сколь-нибудь внятного представления, куда идти, эта орда двинулась навстречу абсолютной неизвестности. Так хочет бог, этого достаточно. Сразу нужно уточнить, что все это "святое воинство" передвигалось частями под началом разных вождей и периодически шло разными путями.
Поскольку у большинства участников этой трагикомедии имелись серьезные проблемы с образованием, в пути доходило до редкостного идиотизма: любой крупный город на пути принимали за Иерусалим. Надо думать, узнав правду, "крестоносцы" сильно расстраивались. Со всеми вытекающими для местных жителей последствиями. Почти сразу же вспомнили, что "евреи Христа распяли", т.ч. уже во Франции божьи воины начали устраивать еврейские погромы. Ощутив все неудобства такого соседства, уцелевшие французские евреи отписали своим единоверцам в Германии, что лучше бы им оказать всяческое содействие Петру и его команде. Но получилось, что получилось: хотя Амьенский в антисемитских призывах замечен и не был, но за ним шли другие, кого такие мелочи уже не заботили. В итоге "Германский крестовый поход" приобрел такие масштабы, что уже лично император вступился за своих налогоплательщиков и велел герцогам защищать евреев от крестоносцев. Нашлись, правда, среди германского рыцарства и те, кто предпочел поучаствовать на стороне погромщиков. Священнослужители же в большинстве своем поддержали пострадавших.
Одновременно часть войска попала в Чехию, где тоже стала чинить всевозможный беспредел, разнеся даже Прагу (вероятно, перед "Deus vult" они говорили, "ВОРУЙ@УБИВАЙ"). Естественно, под раздачу попадали и совершенно непричастные. Причем, из-за того, что ополчение двигалось волнами, один и тот же город могли громить несколько раз подряд. Ну, не для себя же тащили - на святое дело, как-никак. В общем, оборванцы развязали натуральную локальную войну на пути своего следования. За всем этим с крайним неудовольствием наблюдал венгерский король, который понимал, что его страна - следующая на очереди...
Больше о крестовых походах можно почитать по ссылке.
Либо можно на карту ВТБ: 5368 2902 5087 3082