Несбывшиеся мечты и цели я отношу к работе с травмой, т.к. по силе переживания, ощущению бессилия и безресурсности темы они похожи. Понятно, что работать с такой травмой в формате шоковой — не получится. Травма несбывшегося растянута во времени и больше похожа на травму потери.
Чтобы лучше понять работу с несбывшимися мечтами, я предлагаю представить, как бы вы работали с клиентом, который потерял конечность. Метафора потери в работе с несбывшимся помогает понять, что происходит с клиентом.
Даже если вам кажется, что клиент еще не потерял все возможности осуществить желаемое, оно уже не будет таким, как он_а задумал(а). Странно слышать от 25-летней девушки, что ее личная жизнь не удалась. Но это правда. Так, как клиентка мечтала о своей личной жизни, она уже не сбудется. Поэтому поддерживающие фразы вроде: «Еще получится, все впереди», — не работают, но еще и дополнительно травмируют клиента.
Если говорить о потере конечности, то, возможно, клиента ждет в будущем протезирование. Но это не то, о чем он_а мечтал(а). Никто не мечтает о протезе, как и о потере руки или ноги. И даже если протез окажется бо́льшим благом, чем больная конечность, это не избавляет клиента от ощущения потери.
Я вижу задачей психотерапевта помочь клиенту попрощаться с несбывшимся. Мечта уже не исполнится в задуманном виде. Значит, нужно оплакать ее и постепенно учиться жить без.
Спросите клиента, что он потерял, когда понял, что мечта не сбудется. Пофантазируйте об этом вместе и попробуйте попрощаться с альтернативным сценарием жизни. Давайте клиенту много поддержки, помогайте озвучивать чувства. Может помочь работа с символами, если клиент склонен к ней. Например, представьте, что часть клиента действительно потерялась и на ее месте теперь пустота. Пофантазируйте, что появится там, на месте этой пустоты.
А как вы работаете с несбывшимися мечтами?