"Камзольные" шпаги - русское название длинноклинкового оружия, которое стало появляться в Европе в начале XVII века: "внезапно" дворяне, да и просто люди, имевшие право носить оружие, выяснили, что боевые шпаги и рапиры с их довольно объемными и длинными эфесами и не менее длинными клинками весьма неудобны при хождении по узким улицам городов, наполненных людьми, и еще менее удобны при посещении как частных домов, так и общественных заведений. Решение нашлось быстро: появилось изящное оружие, которое, хотя и варьировалось в разных странах и на разных языках, но в целом довольно точно отражало его основное предназначение: "прогулочная шпага", "придворная шпага", "дворянская шпага". Однако, после того, как это оружие около 1630 года попало в Англию, оно получило то название, под которым известно большинству иностранных специалистов и любителей холодного оружия сегодня: "маленький меч" (smallsword), хотя первоначально на Туманном Альбионе в ходу был термин "городской меч". В русском же оружиеведении чаще используется термин "камзольная шпага".
Именно в эфесе этой шпаги нашел отражение своеобразный социальный запрос того времени: шпага джентльмена не должна мешать окружающим. Он был компактен как конструктивно, имея, чаще всего задний киллон, дужку, одно или два кольца для пальцев и небольшую гарду-чашку, так и по физическим размерам. Клинок же этих "маленьких мечей" укорачивался довольно неспешно, и джентльмены долго еще могли зацепить своими "маленькими мечами" с рапирных размеров клинками обыкновенных граждан. Впрочем, времена постепенно менялись, и "маленькие мечи" столь же постепенно становились все короче. Легче становилось и само оружие, превращаясь из боевого оружия весом более 1000 г (а некоторые рапиры весили и почти 1500 г), в изящную "игрушку" весом чуть ли не в 250 г.
Невоенный характер этого оружия подчеркивался и тем, что в навершие рукояти могли вмонтировать такой необходимый для настоящего джентльмена аксессуар, как часы, а сама рукоять превратилась в витрину состоятельности своего владельца, украшаясь серебром, золотом и бриллиантами в соответствии с возможностями его кошелька и понятиями о приличиях.
Постепенно рукояти стали меняться в угоду придворной моде, и прежде всего она отразилась на черене рукояти: сегодня в коллекциях есть "маленькие мечи" не только с "традиционными" металлическими (пусть даже и из драгоценных металлов) черенами, но и с черенами, выполненными из цельного камня, хрусталя и фарфора. В соответствиями с потребностями моды стали меняться и прочие детали эфеса, причем перемены эти происходили чуть ли не каждое десятилетие, начиная с XVII века.
Соответствующие изменения претерпевали и клинки, переходя от пусть и укороченных, но все-таки рапирных, шестигранных в сечении с долами на плоскостях, к треугольным и украшаясь гравировкой, синением и золочением. К концу XVIII века эти клинки окончателно превратились в довольно узкие и плоские полоски стали, настолько гибкие, что эффективный укол ими становился довольно проблематичным. Впрочем, французы все еще сохраняли приверженность к треугольным клинкам, а итальянцы все еще ставили на характерно итальянские рукояти характерно итальянские клинки с долами.
Однако, считать все эти изящные и богато украшенные "игрушки" настоящими игрушками было бы неверно. Их тонкие клинки были достаточно эффективны для выполнения как защит, так и уколов, а легкость не только вполне соответствовала французскому стилю фехтования, требовавшему от фехтующего и его оружия прежде всего скорости, как в защите, так и в атаке, но и обеспечивала высокую точность попадания. А согласно крылатому выражению, появившемуся в период распространения дуэлей во Франции, для нанесения смертельной раны достаточно "six pouces de fer dans le corps" (шести дюймов железа в корпус).
О моих любимых шпагах можно прочитать здесь.
Понравилась статья? Подпишитесь, поставьте лайк и сделайте репост в соцсетях. Спасибо!