Вчера случилась одна из важнейших вещей в истории современного пиратства: известнейшая итальянская команда взломщиков CPY, которая уже долгое время была вне информационного поля неожиданно вновь объявилась с интересными новостями. Они сообщили о том, что смогли взломать последнюю версию DENUVO и таким образом "открыли" для игроков Death Stranding, Mafia: Definitive Edition, eFootball Pro Evolution Soccer 2021 и Total War: A Troy Saga, которые используют последнюю версию этой известной системы защиты. Эта новость и её обсуждение, а также первый и второй мои разборы недооценённых игр подтолкнули меня к размышлениям на тему пиратства в видеоигровой индустрии.
О чём же я хочу сказать? Так о том, что, на мой взгляд, пиратство представляет сейчас большую угрозу для всей индустрии, кроме нескольких крупнейших студий что особенно заметно в странах СНГ, где культура "зачем покупать, если есть на торрентах?" развита крайне сильно. Составив уже две большие подборки, и внимательно разбирая один проект за другим, я обратил внимание на то, что большое количество игр оказываются провальными и тем самым, даже самые хорошие студии закрываются по причине банкротства. Я могу понять, что по таким гигантам, как EA, Ubisoft, Bethesda и т.д. удар будет не так силён, а местами даже оправдан, как, например, из-за их ужасной ценовой политики и явного выкачивания денег из аудитории самыми разными способами. Но вот для маленьких и даже средних студий, потеря хотя бы четвёртой части дохода может стать критической, из-за того, что студия может поставить всё на один проект, а он не оправдает их ожиданий в коммерческом плане и не окупится. Так, например, именно маленькие продажи привели к банкротству и закрытию Black Isle Studios , тем самым убив великую серию игр Fallout. То есть, игроки сами убили любимую многими серию игр и скатили её непонятно во что.
И вот теперь, я хочу разобрать по конкретным пунктам, почему пиратство - это огромная проблема для всей индустрии, и как игроки жалеющие деньги на игры просто убивают свои любимые проекты.
1. Поддержка разработчиков
Разработка видеоигры - это крайне трудоёмкий и очень дорогой процесс. Время идёт, требования игроков растут с каждым годом, конкуренты поджимают своими качественными проектами, специалисты становятся всё востребованнее, следовательно, растёт и оплата их труда. Разработка даже довольно средней игры требует бюджет в несколько десятков миллионов долларов, не учитывая маркетинг и налоги. Затем маркетологи и аналитику исследуют рынок, а также продажи предыдущих проектов, тем самым пытаясь предсказать возможную прибыль. Если разработка проекта по планам не окупится, то проект закрывают. Также проект может быть закрыт из-за того, что изначально бюджеты были определены неправильно и игра требует намного больших усилий. Это тоже может привести к раздутию бюджета и поставить всё под угрозу. И вот, проект выходит в свет. Разработчики считают каждую проданную копию, пишут во всех соц.сетях и максимально продвигают своё детище. И вот, даже по самым пессимистичным оценкам проект должен с трудом окупиться. Но неожиданно, несколько простых ребят с помощью 5 компьютеров и 20 часов работы, взламывают игру и выкладывают на торренты. Даже в самом лучшем случае, это -40% от продаж, что означает полный провал игры и возможное закрытие студии. А теперь представьте, что этого бы не случилось. Игру бы не взломали, и она смогла бы окупиться. Разработчики бы увидели, что проект зашёл аудитории и она готова помочь студии. Их работа была не напрасна и это помогает, как и расширить бюджет следующих проектов, так и просто повысить моральное самочувствие разработчиков. Очень часто, после крупных скандалов или провалов, даже самые ветераны покидают свои любимые студии, так как понимают, что то, чем они занимаются, никому не нужно и все их усилия в пустую.
Всё это, является большой подводкой к простому высказыванию. Разработка игры является очень трудозатратным процессом. Люди вкладывают множество часов в своё творение. И вы, купив игру в официальном магазине, оцениваете по достоинству этот труд и даёте сотрудникам мотивацию и возможность спокойно работать дальше. А если же, игроки показывают, что они не готовы помогать хорошим играм окупаться, то разработчики приходят в итоге к тому, что будущие проекты не стоят тех усилий, и их качество может заметно просесть, так как на них будет тратиться меньше ресурсов для большей окупаемости.
2. Получаешь полноценную и новую версию игры
Тут всё довольно просто. Часто игры получают большое количество пострелизного контента. Это могут быть, как и патчи, так и дополнения. Разработчики учитывают все нюансы и пытаются сделать всё максимально органичным и стабильным.
Но если вы, играете не в официальную версию, а в какой-то репак от Васяна, потому что это всё что вы нашли, то есть вероятность, что Васян этот не только не добавил всё это в свою версию, но и накодил что-то сам, считая, что таким образом, либо исправит что-то, либо сможет чудесным образом уменьшить вес файлов. Играя в купленную версию игры, вы гарантируете себе, что ваша игра последней версии и в ней не может быть ничего лишнего. ( Как иногда, например, в репаках бывают майнеры, рекламы, или трекеры)
3.Сетевая игра
Некоторые, даже одиночные проекты, могут требовать от игрока постоянного подключения к интернету. Так, в играх серии Souls, игрок должен быть постоянно подключён к официальным серверам, так как в играх реализована система вторжений, где к вам в игру может войти другой человек и повлиять на ваше прохождение. Если же это, например, игра с большим упором на сетевую составляющую, то пиратя игру, вы лишаете себя всего этого контента. Вы не можете сыграть в команде с другими геймерами в Battlefield или же погонять против реальных игроков в Need For Speed, просто потому что вы не имеете доступа к официальным серверам и лишаете себя интересного контента, который может открыть игру с другой стороны. Ну а про огромные проблемы с кооперативным прохождением, я даже не говорю, так как иногда это просто невозможно без лицензии.
4. Игра в момент выхода
Уровень защиты видеоигр от пиратства сейчас крайне высок. Так, например, великолепная Red Dead Redemption 2 до сих пор не взломана. И я представляю, какое огромное количество людей до сих пор не оценили один из главных проектов последних лет, просто потому, что он ещё не вышел (и вряд ли выйдет) в пиратской версии. Так что, покупая игру в магазине, вы можете предзагрузить игру заранее и запустить её прямо в день выхода. Вам не нужно ждать неделями и месяцами, как энтузиасты смогут сломать защиту и сделать нормальный репак.
5. Производительность
Многие до сих пор воют на DENUVO и тот факт, что защита игры может очень серьёзно влиять на игровой процесс. В некоторых проектах, защита может снизить производительность игры на 20%. Кто же в этом виноват? Для меня ответ очевиден. Сами пираты. Пираты быстро взламывают игру. DENUVO модернизируется и тем самым понижает производительность, а также увеличивает время взлома. Всё это приводит к замкнутому кругу, где исходником всё же является инициатива взломщиков, которые заставляют разработчиков постоянно изменять свою защиту.
6. Коллекционирование и достижения
Данный пункт не очень популярен, но я уверен, что для хардкорной аудитории, это крайне важно. Некоторые геймеры годами собирают свои библиотеки в Steam и большое количество игр вызывает просто эстетическое удовольствие. То же само касается и достижений. Только в официальной версии игры вы можете получить все достижения, задуманные разработчиками. Вы можете увидеть все эти цифры статистики и вспомнить, сколько усилий вы приложили и каким вызовом для вас стала игра. Хоть всё это и является лишь простым набором эмоций, для некоторых эти эмоции крайне важны и именно они доставляют больше всего удовольствия в конце прохождения. Ну и также можно отметить, что торговая площадка и карточки Steam для некоторых даже являются способом заработка.
7. Закон
Пиратство является нарушением закона об авторском праве. Пиратя игру, вы нарушаете права разработчиков на интеллектуальную собственность. Если для кого-то это является пустяком, то могу напомнить, что судебные разбирательства с пиратами ведутся и некоторые из них вынуждены платить огромные штрафы. Конечно, вероятность, что посадят рядового геймера за нелицензионную версию Call of Duty крайне невысока. Но всё же, все мы живём в правовом обществе. Так что, давайте уважать права друг друга и соблюдать закон, даже если "он вам не нравится".
Подводя итоги, я бы хотел сразу разбить несколько глупых контраргументов от заядлых пиратов.
- Спиратить игру для того чтобы попробовать - глупо. Мы живём в эпоху развитого интернета. Вы можете вбить на YouTube название игры и спокойно посмотреть первый геймплей и какие-то важные моменты. Также практически в любом магазине можно совершить рефанд, если вы наиграли небольшое количество часов. Я думаю, спустя 2-3 часа игры, всё же можно понять, хотите ли вы платить за данный проект или нет.
- Игры слишком дорогие и вы не можете себе их позволить, потому что "разработчики зажрались"? Цена игры в практически 100% случаев напрямую отражает вложенные в неё средства и время. Если игра стоит 3500, это не потому что разработчик хочет срубить денег, а потому что он потратил много миллионов долларов и несколько лет на это. Также учитывайте, что игру можно спокойно урвать с приличной скидкой или же вы можете купить ключ в других цифровых магазинах, подобрав наименьшую цену. Ну и конечно не стоит забывать, что цена игры часто определяется в долларах США, поэтому высокая цена связана с 20% НДС.
- Пиратство помогает в продвижении проектов, только в исключительных случаях. Да, конечно, некоторые разработчики могут позволить себе такую жертву. Так, например, Remake Resident Evil 3 был слит самими разработчиками через некоторое время, чтобы поддержать интерес к игре. Но не стоит забывать, что индустрия огромна, и каждая игра, и каждая студия - это отдельная ситуация. Если вам не нравится подход EA, то почему из-за этого должны страдать Lionhead Studios, LucasArts, 3DO, Visceral, Pandemic и BioWare (изначальная) и другие?
- Ну и финальное. То, что вы не можете купить игру, потому что вам не на что будет есть, говорит лишь об отсталости отечественной экономики, а не о том, что все стали такие жадные и сосут ваши деньги. Я не призываю покупать все игры и совершать все донатные покупки. Но если проект вам действительно понравился, и вы понимаете, что для этой студии каждая копия важна, то почему бы не купить?