Приветствую, друзья!
Сегодня хочу поговорить про детей, потому что тема конфликтов в детском коллективе и мне не чужда. Да, стычки неизбежны. Особенно, если ребенок попадет в новое сообщество. Его обязательно будут проверять "на вшивость". Да и в целом, в большом коллективе невозможно нравиться всем: кто-то им недоволен, а кем-то он. Это все нормальные процессы, срез общества в миниатюре. И я вижу свою задачу, как матери, помочь ребенку найти оптимальные способы существования в коллективе и научить постоять за себя. В этой статье делюсь своими соображениями.
Речь пойдет о детях старшей детсадовской группы и начальной школы.
Первое, о чем на мой взгляд, стоит помнить самим и донести до ребенка - задиры и хулиганы по жизни будут встречаться всегда. И наша задача, как людей, живущих в социуме, не избегать их, а научиться конфронтировать и отстаивать себя. Это часть жизни - никуда не денешься.
Второе, про что важно понимать - личность "хулиганов". Они себя так ведут не от хорошей жизни. На самом деле внутри у них много неуверенности и они делают все возможное, чтобы никто об этом не догадался. Самоутверждаются таким образом за счет других. Они следуют правилу "лучшая защита - это нападение". Поэтому ни в коем случае не стоит принимать на свой счет все уколы со стороны задир. Пусть ребенок запомнит, что к нему пристают не потому что он какой-то не такой. С ним-то как раз все в порядке. Это обидчикам плохо, поэтому они и лезут к другим.
Третье, что следует из предыдущего пункта, реакция. Маленьким абьюзерам недостаточно просто сказать гадость или задеть, им нужно добиться эффекта. "Жертва" должна выйти из равновесия. В идеале заплакать, забиться в истерике или кинуться с кулаками. Тогда обидчики почувствуют себя сильными, ощутят власть над другими. Поэтому не нужно им это давать. Объясните ребенку, что конструктивного диалога с хулиганами не получится, потому что они пришли не для того. В этом случае поможет игнор, физический уход из ситуации или спокойный ответ. А драка и крики только раззадорят хулиганов и спровоцируют новые оскорбления.
Четвертое. Научите отвечать обидчикам словами. Вы можете вместе с ребенком подобрать варианты, которые он будет использовать в случае общения с хулиганами. Например: "Прекрати доставать меня", "Я не спрашивал твое мнение", "Отойди, пожалуйста", "Ты явно ко мне неравнодушен", "Я не собираюсь все это выслушивать" и т.д. Пусть ребенок предложит свои варианты, запишите их.
Пятое. Отработайте эти ответы в тренировочных ситуациях. Например, вы изображаете хулиганов, а ребенок отвечает так, как вы за ранее придумали. Пусть ребенок пробует различные интонации и громкость своих реплик. А вы из роли обидчика можете дать отклик - что чувствуете, когда слышите тот или иной ответ, какое воздействие имеют эти слова.
Шестое. Немаловажно обратить внимание на взгляд, осанку, положение головы. Найдите вместе с ребенком такое положение тела, которое будет соответствовать состоянию силы и достоинства. Можно поиграть в это таким образом. Пусть ребенок назовет своего любимого персонажа, который мог бы легко ответить хулиганам. А потом предложите ребенку как бы побывать "в шкуре" этого героя, вжиться в роль, чтобы прочувствовать это состояние и запомнить его. В случае нападок обидчиков, можно быстренько вспоминать этот образ и "надевать" его на себя, как куртку.
Седьмое. Говорите с ребенком о возникающих конфликтах со сверстниками. Обсуждайте его реакцию и чувства в ситуации. Замечайте, что сработало хорошо. Фантазируйте на тему того, как можно было бы поступить по-другому, что можно сделать в следующий раз, чтобы еще лучше защитить себя.
Восьмое. Помогайте ребенку развивать внутреннюю уверенность. Важно, чтобы на глубинном уровне у него было такое знание о себе: "Со мной все в порядке, я хороший человек, я достоин хорошего отношения к себе, я имею право отстаивать и защищать себя". Говорите об этом, показывайте поступками и своим отношениям. Уверенному в себе ребенку будет защитить себя гораздо легче. Он должен знать, что может опираться на вас, рассчитывать на вашу поддержку и делиться своими переживаниями. Тогда ему легче будет справляться со своими эмоциями в конфликтах со сверстниками.
Друзья, а как вы учите ребенка отстаивать себя? Поделитесь, пожалуйста, тем, что у вас работает.