Найти тему
TheatreHD

Красные башмачки: фильм о балете, ставший легендой

В начале была сказка. Да, все началось со сказки Ганса Христиана Андерсена «Красные башмачки». Сказка, прямо скажем, страшная и глубоко воспитательная. Девочка-сирота, взятая на попечение, проявила много не очень хороших качеств, в том числе, тщеславие — за что и поплатилась. Сказочно прекрасные красные башмачки заставили ее танцевать вечно. Кончилось всё, как легко догадаться, очень плохо.

Впрочем, мечтающие о славе к Андерсену и его морали не прислушивались и не прислушиваются. А жизнь иногда подкидывает им испытания похлеще тех, что выпали тщеславной девочке из сказки. Свои «красные башмачки» попадались многим талантливым людям. И многим «снять» их так и не удалось.

Конечно, такой привлекательный сюжет — о художнике, который должен сделать выбор между счастьем творить и счастьем жить обычной жизнью, многократно находил свое выражение в искусстве. Вспомнить хотя бы «Каменный цветок» или прекрасный советский фильм «Приходите завтра». Одна из самых красивых работ на эту тему — замечательный британский фильм 1948 года. По имени… да, да, «Красные башмачки».

-2

В середине 30-х годов XX века британский режиссер Эмерик Прессбургер по заказу продюсера Александра Корды начал писать сценарий фильма «Красные башмачки» — про Вацлава Нижинского и Сергея Дягилева и их разрыв, связанный с женитьбой танцовщика. Дело было в 1934 году, через пять лет после смерти Дягилева, и тема вполне могла «выстрелить», «Русские сезоны» всё еще были очень на слуху. Но, что называется, была не судьба — начиналась война, на фильм про балет никто не давал денег. К тому же, Корда развелся с женой, ради участия которой во многом и задумывался фильм.

Режиссеры Пауэлл и Прессбургер
Режиссеры Пауэлл и Прессбургер

Время шло, идея не отпускала. В 1947 году Прессбургер, который уже работал в дуэте с Майклом Пауэллом, у Корды права выкупил, якобы из сентиментальных соображений (если бы они признались, что планируют всё же снимать, цена выросла бы в разы!). И переписал историю заново. Нижинский как персонаж исчез, но остались балет, одержимость профессией, талант как проклятие и отчаяние выбора между сценой и жизнью. Остался и образ Дягилева — гениального импресарио, сочетавшего в себе невероятное обаяние и умение управлять людьми с невероятной же жесткостью и жестокостью по отношению к тем, кто предавал дело (или самого Дягилева, тут уж как получалось). Не желая никого вводить в заблуждение, персонажу дали русскую фамилию. Нет, не Пушкин, как обычно. Лермонтов :)

Сергей Дягилев
Сергей Дягилев

В содружестве с Майклом Пауэллом Прессбургер бросился осваивать новую для них тему балета. И сделали это так профессионально и грамотно (с привлечением специалистов, конечно), что фильм до сих пор считается едва ли ни лучшим, что было сделано в кино на эту тему. Говорят, что оператор фильма Джек Кэрдифф терпеть не мог балет, но, вынужденный свести с ним близкое знакомство при подготовке съемок, впоследствии стал настоящим фанатом. А те приемы, которые придумал Кэрдифф, вывели съемки балетов на принципиально другой уровень. В сущности, жанром «балет в кино» мы обязаны именно ему.

Новшества касались и кастинга фильма.

Если актер на роль Лермонтова авторам фильма был очевиден сразу (с Антоном Уолбруком они уже работали до «Башмачков» и считали его своим талисманом), то с главной героиней пришлось повозиться.

Антон Уолбрук в роли Лермонтова
Антон Уолбрук в роли Лермонтова

Режиссеры категорически отвергли идею снимать в главной роли актрису с балериной в качестве дублера на танцевальные сцены. Им нужна была танцовщица, которая могла бы сыграть и драматическую роль — и точка. На роль Вики Пейдж в итоге выбрали Мойру Ширер, прекрасную балерину из труппы Sadlers Wells. Мойра, надо сказать, долго и отчаянно сопротивлялась. Она, как и её героиня, хотела сосредоточиться на танце, у нее шло свое сражение за первенство — с Марго Фонтейн, и она была близка к тому, чтобы стать главной звездой труппы. Ее уговаривали больше года, и решающей стала рекомендация худрука Нинетт де Валуа — сама танцевавшая два года у Дягилева, она настоятельно посоветовала Мойре согласиться.

Мойра Ширер
Мойра Ширер

От съемок у девушки остались очень мрачные воспоминания, в каком-то смысле напоминающие о самой идее красных башмачков: ее заставляли танцевать бесконечно, все повторяя и повторяя па, не давали внятных указаний и вообще, как ей казалось, не особенно любили. Впрочем, несмотря на мрачные воспоминания, Мойра еще дважды принимала приглашения Прессбургера сняться в кино, а сами «Красные башмачки» принесли ей действительно всемирную известность. За её свадьбой с журналистом Людовиком Кеннеди несколькими годами позже следили с не меньшим вниманием, чем за королевской, а на спектакли с ее участием билеты буквально сметались на ходу. Так или иначе, Мойра была права — её балетную карьеру фильм действительно разрушил, всего через пять лет она покинула сцену.

Свадьба Мойры с Кеннеди
Свадьба Мойры с Кеннеди

Есть в фильме и непосредственный участник «Русских сезонов», знаменитый танцовщик и хореограф Леонид Мясин. Фильм — редкая и прекрасная возможность увидеть Мясина в деле. Балетоманы, конечно, знают и Роберта Хелпманна, сыгравшего премьера труппы. Хелпманн и Мясин — авторы танцев в фильме. Мясин, кроме того, придумал использовать технику мизанабим — едва ли не впервые в кино. Свою популярность рекурсивная техника «спектакля в спектакле» приобрела позже, в артхаусе 60-х, так что и здесь «Красные башмачки» были первыми.

Леонид Мясин в фильме «Красные башмачки»
Леонид Мясин в фильме «Красные башмачки»

Нельзя не упомянуть и новаторское использование работы с цветом. Авторы Technicolor — системы цветной съемки и цветопередачи — именно «Красные башмачки» называли эталоном работы с трехкрасочной моделью. Во многом фильм остается эталоном и теперь. Как минимум, по мнению Мартина Скорсезе, называющего «Башмачки» лучшей работой с цветом в мировом кино.

Сцена из спектакля труппы Лермонтова
Сцена из спектакля труппы Лермонтова

Фильм сняли за шесть недель. В британском прокате он не то чтобы провалился, но был воспринят сдержанно. Продюсеры фильма были недовольны тем, что режиссеры существенно превысили бюджет, и решительно не верили в то, что фильм может окупиться, поэтому и усилий не предпринимали. В Великобритании «Башмачкам» доставались только последние сеансы, а в Штаты для проката послали единственную копию, полагая, что и она не будет востребована. И… фильм не сходил с экранов немыслимые два года! А из Америки, где началась слава фильма, помешательство волной прокатилось по миру. Впрочем, фильм этого стоил.

-10

Конечно, это был период после войны, когда людям остро хотелось красоты и, по возможности, сказки. Здесь, надо сказать, подкачал финал, и зрители закидали режиссеров негодующими письмами. Режиссеры в ответ заметили, что героине Андерсена досталось еще сильнее, что ж теперь?

Но в остальном условия были выполнены: красота, сказка, страдания и гибель не на войне, а во имя искусства, изящество, элегантность, мир театра, музыка, танцы, красивые костюмы… В общем, в каком-то смысле фильм вернул людям мир, который они потеряли. А заодно вновь вернул острый интерес к балету: есть своя правда в том, что это вновь случилось благодаря Дягилеву, пусть имя его и не фигурировало в фильме.

Кажется, красоты и сказки нам остро не хватает и сейчас. Мы собираемся посмотреть “Красные башмачки” на большом экране в Санкт-Петербурге 27 октября в «Авроре». А еще показываем по стране балет Мэтью Борна, поставленный по мотивам фильма. Присоединяйтесь :)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц