Надо сказать, что оба они здесь - как у себя дома. Особенно это касается Ивана Васильева, премьера Михайловского театра, которым Новосибирск уже давно не удивить. Здесь он свой, поскольку выступает в местном театре в качестве приглашенного солиста уже более 10 лет. Да и Наталья Осипова также хорошо знакома местной публике, т.к. в свое время довольно часто сюда заезжала. Но последнее ее выступление здесь состоялось 5 лет назад - 31 декабря 2015 года, когда она в паре с Сергеем Полуниным подарила местным балетоманам "Щелкунчик", в достаточно самобытной манере исполнив партию Мари (да и из Полунина, надо сказать, принц тоже нестандартный вышел).
Для такого балета, как "Дон Кихот", состав Осипова-Васильев - на сегодняшний день мечта. Оба они уже давно зарекомендовали себя как непревзойденные Китри и Базиль современности, а в столице Сибири в ДК выступали дуэтом еще в 2008 году! И вот, приятное дежа-вю: снова звездная пара в действии. Вот это я удачно заехал (а когда я брал билеты на спектакли в начале сентября, ни тот, ни другой в составе не числились)!
Что можно сказать о самом спектакле. "Дон Кихот" в Новосибирске стал тем самым спектаклем, который расколол балетоманов на 2 лагеря: одни стали утверждать, что форма, в которой пребывает сейчас Осипова - просто ужасная, и в такой непозволительно выходить на сцену; другие же не были склонны настолько сгущать краски, не рассмотрев какой-то ужасающей формы, да и вообще, предпочитая сосредоточить внимание на положительных качествах балерины. Последних набралось все же побольше. Я лично отношусь к тем, для кого стакан все-таки на половину полон.
Естественно, были видны издержки карантина. Чувствуются последствия 7 - 8-месячного простоя, отсутствия полноценных репетиций и, самое главное, выступлений. Кто-то, как я отметил, уже поспешил назвать форму Натальи "ужасной", однако я бы не был столь категоричен в суждениях. Конечно, не сказать, что Наталья была в 100 %-ой форме. Не сказать, что она была суперлегка, а ее прыжки были такими же взрывными и высокими, как обычно. Можно привести для сравнения вариацию Китри из 1 акта, которую она станцевала 15 октября...
...и ту же вариацию, когда Наталья была в звенящей форме (2008 год, тоже Новосибирск):
Я думаю, вы сами увидите разницу.
Тем не менее, на мое личное восприятие спектакля это сильно не повлияло.
У балерины по-прежнему потрясающая харизма, шарм, пластика и бешеная энергетика; она по-прежнему стремиться дотягивать все позы, демонстрирует отличную растяжку, как и прежде хороша в пируэтах и фуэте. Видно, что прорабатываются каждый нюанс, каждая поза с тем, чтобы более выигрышно подать это зрителю. Была видна и полная самоотдача в исполнении. Собственно, все перечисленное и сделало Наталью одной из лучших танцовщиц своего времени.
Опять же, надо учитывать жесточайший джет-лэг (эффект смены часовых поясов), без сомнения накрывший Осипову, проделавшую путь в Новосибирск из Лондона. Как спортсмен не могу не заметить, что долгосрочные перелеты не лучшим образом сказываются на физическом состоянии, и на прыжке в частности. Да и на эмоциональном состоянии тоже.
Более того, как выяснилось, Наталья танцевала с температурой. В этом смысле многим поклонникам балета в принципе повезло, что она вышла на сцену, не отменив свое участие в спектакле. А ведь были и те, кто прилетел специально ради нее издалека (например, из Петербурга; эти люди, кстати, вполне остались довольны выступлением Натальи и не пожалели о потраченных деньгах и времени; как вы знаете из отчета на моем канале, Осипова еще и "Жизель" танцевала через 2 дня).
Билеты, надо сказать, были повышены в цене, но не намного: Новосибирский театр может позволить себе компенсировать звездные гонорары большой вместимостью (а это почти 2000 мест), и, соответственно, отыграться за счет количества зрителей, а не значительного повышения цены билета. Зрителям Пермского театра в этом смысле везет меньше((
Спектакль "Дон Кихот" - это прежде всего яркие эмоции, искрометные стилизованные испанские танцы, юмор и технические трюки. Другого для ДК и не надо. Как в свое время писала Майя Плисецкая: "А о чем "Дон Кихот"? Я и сама не знаю". Кстати, насчет трюков.
Порадовал Иван Васильев. Честно говоря, когда я прошлой осенью видел его в том же Новосибирске, где у него была совсем коротенькая вариация в одноактном балете Асафа Мессерера "Класс-концерт", мне показалось, что он уже не тот. Выглядел он тогда, извиняюсь за слово, раскабаневшим и тяжеловатым.
В таверне
Однако нынешний ДК развеял мой скептицизм. Иван, несмотря на все карантинные пертурбации, в отличной форме, и, как мне показалось (не мне одному), значительно похудел. Он все также хорош в исполнении пируэтов и всевозможных прыжковых трюков: двойных туров анлер, ассамбле, револьтадов, бочкообразных прыжков, со-де-басков, в т.ч. в аттитюде и в шпагате и т.д. Иван усложнил технически все, что можно было усложнить, а в мужской вариации па-де-де он выдал тройной со-де-баск ан-деор (я, к сожалению, данный момент запечатлеть не сумел).
В общем, Иван по-прежнему в порядке и зажигает.
Остальные партии были даны на откуп местным танцовщиком. В партии уличной танцовщицы была хороша неувядающая Анна Одинцова, лучший новосибирский Эспада - Михаил Лифенцев - подтвердил свое реноме. Выступление упомянутых танцовщиков в спектакле - это своеобразный знак качества для новосибирцев. Последнего, к слову, выделяла и московская публика во время гастролей НОВАТа в Большом театре в августе 2019 года.
В сцене сна выделились легкая, изящная и прыгучая Повелительница дриад - Ксения Белоусова (которая, надо сказать, перепрыгала в этот вечер Наталью Осипову, что было видно на контрасте в том моменте, где сначала диагональ гран па-де-ша делает Повелительница дриад, а затем Дульсинея),
а также оккупировавшая в местном театре партию Амурчика - опять же изящная и легкая Екатерина Лихова.
Екатерина Лихова, Амур, сцена сна
В партии предводителя цыган неудержим выпускник АРБ Никита Ксенофонтов. Этот танцовщик выделяется своей энергией, которой, кажется, хватит на несколько человек. В новосибирской версии ДК также есть партия уличного бродяги: он танцует вместе с кордебалетом сегедилью в 1 акте, а зажигал здесь японский танцовщик Кохей Фукуда.
Надо сказать, что в 3 акте ДК, сцене свадьбы во дворце герцога, у новосибирской Китри не так часто встречающаяся полностью белая пачка (а как мы знаем, обычно черно-сиреневая).
Наталья Осипова, 32 фуэте
В вариации и коде Иван продемонстрировал все свои фирменные прыжки и вращения. В фуэте Наталья обошлась без особых наворотов, однако же выдала довольно обыденную для себя раскладку - сначала чередование одинарных пируэтов с двойными, затем одинарные. Скорость по-прежнему была запредельная, а баланс почти идеальным. Так же нужно отметить, что у Натальи фуэте отличаются еще и тем, что пируэты как бы перетекают один в другой, смотрятся слитно, что заметно на видео. Не успевает закончиться один захлест, как уже развертывается новый. Многие танцовщицы, напротив, как будто высекают, чеканят эти пируэты, что выдает прилагаемые ими усилия. В общем-то, о фуэте Осиповой за ее карьеру и так уже много сказано.
Кода, финал
В общем, праздник танца, коим является балет "Дон Кихот", на мой взгляд, вполне удался, оставив должное послевкусие. Спасибо Наталье Осиповой и Ивану Васильеву за этот праздник. За их, как минимум, самоотдачу и непередаваемую энергетику, которая чувствуется через монитор, не говоря уже о живом выступлении. Я думаю, что когда видишь на афише эту пару, даже не стоит раздумывать, идти на спектакль или нет. Танцуют они в паре давно, между ними сформировалась своя химия, свои нюансы взаимодействия, а также только им присущие игровые и юмористические фишки.
Также ими были выполнены и знаменитые поддержки, во время которых Наталья как бы зависает, фиксируя позу чуть дольше обычного.
На поклонах пару удерживали зрители и несколько раз вызывали за занавес.
На общении с поклонниками Наталья обмолвилась, что вполне возможен ее приезд в Санкт-Петербург где-нибудь в декабре-январе. Так что, жители Северной Столицы, будьте начеку!
На этом все, спасибо за внимание. Если понравилась статья, подписывайся, ставь лайк, делись с друзьями. Всем хорошего настроения, любите балет!