Найти в Дзене
Человек-метро

Сыктывкар и его автобусы

Оглавление

Сыктывкар - столица Республики Коми и как относительно крупный по республиканским меркам город (~250 000 человек) нуждается в надёжном транспортном сообщении районов и пригородов.

Нередко на уровне ассоциации, когда мы говорим об областных центрах, возникает картина большого города, по которому помимо автобусов курсируют трамваи и троллейбусы, а кое-где есть даже чудодейственный метрополитен. Сыктывкару в этом плане не очень повезло - здесь нет ни подземки (хотя о чём это я - тут миллионные города не могут ни построить ни достроить свои подземные аттракционы), ни трамвая с троллейбусом. И если с метрополитеном всё понятно - банально нет такого количества пассажиров, которое нужно подземкой вывозить, то с последними двумя электрическими товарищами вопрос - почему так и не приблизились к их реализации? Ответить на него на этих страницах у меня вряд ли получится, но получится немного показать как обстоит перевозка пассажиров в городе на Сысоле последние десять лет.

Первый автобус

Первые многоместные пассажирские машины с двигателем внутреннего сгорания выехали на городские маршруты Сыктывкара еще в 1934 году. Автобусов было всего восемь, но для города с населением в районе 17 тысяч человек это уже был огромный праздник. К сожалению сейчас нет возможности назвать точно какие машины возили сыктывкарцев в первые годы (нет документов и доступных фотографий), однако и разнообразия подобной техники особо не наблюдалось в союзе. Единственный снимок, который удалось найти, сделан в промежутке между 1940-1950 гг и позволяет увидеть лишь корму отъезжающего автобуса.

ГАЗ 03-30 поздних лет выпуска. Сыктывкар, Улица Бабушкина. Источник: OldSyktyvkar.ru
ГАЗ 03-30 поздних лет выпуска. Сыктывкар, Улица Бабушкина. Источник: OldSyktyvkar.ru

Немудрено предположить, что скорее всего первыми городскими автобусами были либо серийные автобусы модели АМО-4, ЗИС-8 (те как раз начали в 1934 году производить), ГАЗ-3, ГАЗ 03-30 или и вовсе продукты мелкосерийной ручной сборки, эдакие "бурбухайки" на базе шасси грузовиков, что было более чем распространено в автохозяйствах страны.

Наглядный пример (не из Сыктывкара) - автобус заводского изготовления АМО-4 и полкустарная "бурбухайка" на шасси ЗИС-5
Наглядный пример (не из Сыктывкара) - автобус заводского изготовления АМО-4 и полкустарная "бурбухайка" на шасси ЗИС-5

Не так уж и много места было внутри этих автобусов - по паспорту усесться могли всего 22 человека (это в ЗИСах, а в ГАЗе еще меньше!), да и шибко стоя не набьешься - узкие проходы между сидениями этому не способствовали. То есть по вместимости по сути это было нечто тождественное современным микроавтобусам-маршруткам. Взять современный #Mercedes Sprinter или #ГАЗель NEXT - там будут те же самые +-20 мест.

Салон автобуса ЗИС-8 для наглядности
Салон автобуса ЗИС-8 для наглядности

Конечно по нынешним меркам назвать поездку комфортной в старых автобусах не приходится - небольшая скорость, узкие проходы, деревянный скрипучий кузов и нередко капающая с потолка вода, если на улице дождь, но ведь до этого не было вообще ничего - горожане вынуждены были ходить пешком, в редком случае на извозчике, поэтому безусловно появление первых автобусов однозначно укрепило статус Сыктывкара, как столицы развивающейся, идущей в ногу со временем молодой советской республики.

Советское наследие

По мере развития научно-технического прогресса сопровождаемое параллельным ростом советских городов и численности их населения менялся облик городских улиц и транспортных средств, которые по ним ездили. Вслед за относительно небольшими, коробкообразными и даже немного чудаковатыми грузовиками и автобусами из недавнего довоенного прошлого в самом начале 1960-х годов Сыктывкар начал пополняться новыми машинами - так на городские маршруты, число которых увеличивалось, вышли автобусы ЛиАЗ-158. Внутри уже цельнометаллического корпуса спокойно помещалось до 32 сидячих пассажиров, а уж уплотнившись автобус спокойно мог перевозить до 60 человек и, возможно, даже еще больше!

Мой добрый друг Фёдор Черноусов, создатель компании Retrobus, знаток отечественной автобусной и не только истории, подсказал мне немало интересных фактов об этих машинах, из которых можно сделать вывод, что сто пятьдесят восьмой ЛиАЗ был отнюдь не самым лучшим образцом городского автобуса:

  • создатели модели изначально видели её временной - эдакой переходной машиной от старой школы автобусостроения к новой. В основе ЛиАЗ-158, а в "девичестве" ЗИЛ-158 (именно на заводе им. Лихачева были разработаны эти машины, где впоследствии и производились непродолжительное время) лежал именно ЗИС-155, имевший на конец 1950-х годов уже достаточно архаичную силовую архитектуру кузова, шестицилиндровый нижнеклапанный двигатель на бензине. Но, как известно на Руси, ничего не бывает более постоянным, чем временное - выпуск сто пятьдесят восьмых растянулся на 13 лет.
  • выхлопная система автобуса была хитровыгнутой в прямом смысле этого слова. Протяженная труба, идущая от двигателя в начале машины к корме, вилась как змея и включала серьезный изгиб в районе заднего моста. В ходе реальной эксплуатации вследствие, например, коррозии соединения выхлопной магистрали нередко приходили в негодность, нарушалась их целостность из-за чего газовая симфония была частым спутником "счастливых" пассажиров. В народе такие машины могли называть "газенвагенами" - та еще радость, не правда ли?
  • эргономика рабочего места водителя тоже оставляла желать лучшего. Справа кожух вечно горячего и очень шумного двигателя, слева совершенно неинформативное зеркало - оно было маленьким, круглым, словно девичий аксессуар, и, к сожалению, не позволяло шоферу объективно оценивать ситуацию на дороге. В итоге человек, в чьих руках здоровье и жизнь нескольких десятков пассажиров, и глох и перегревался и в то же время застужался - водительское окно нередко приходилось открывать.
  • планировка автобуса в части размещения дверей хромала - как оказалось, от предыдущей 155-й модели автобус умудрился унаследовать не только схожие конструктивно-технические узлы и элементы, но и узкие проходы для входа и выхода пассажиров. Особенно неудачными были передние двери, в которые не то, что два человека не могли пройти - даже один в меру упитанный и в полном расцвете сил мужчина вряд ли бы смог покинуть автобус. Давайте вспомним советскую кинематографическую нетленку о приключениях Шурика!
Кадр из к/ф «Опера́ция „Ы“ и другие приключения Шурика», Л.Гайдай, Мосфильм, 1965 год.
Кадр из к/ф «Опера́ция „Ы“ и другие приключения Шурика», Л.Гайдай, Мосфильм, 1965 год.
  • ну и, наконец, эксплуатационные издержки. Из-за не самой удачной силовой схемы автобусы эти жили недолго. Чего и говорить - цельной рамы как таковой у них не было, а некоторые элементы каркаса и вовсе держались на честном слове, заклёпках и даже декоративных элементах! В автобусных хозяйствах страны неоднократно фиксировали излом полов "домиком" и другие прекрасные последствия длительной и тяжелой эксплуатации ЛиАЗ-158. Всё это приводило к тому, что с городских улиц практически повсеместно эти автобусы стали уходить к концу 1970-х годов.
Пара 158-х ЛиАЗов на Стефановской площади. Когда-то автобусы имели остановку прямо на площади - сейчас она пешеходная. Источник: OldSyktyvkar.ru и сообщество "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi
Пара 158-х ЛиАЗов на Стефановской площади. Когда-то автобусы имели остановку прямо на площади - сейчас она пешеходная. Источник: OldSyktyvkar.ru и сообщество "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi

Автобусы-малыши

ПАЗ-652. Коммунистическая улица. 1963-64 годы. Автор: В. А. Ануфриев
ПАЗ-652. Коммунистическая улица. 1963-64 годы. Автор: В. А. Ануфриев

В 1965 году в Сыктывкаре непродолжительное время, очевидно в виде пробы, работал так называемый "детский автобус", который доставлял детей горожан в детские сады, а вечером - домой. Для выполнения такой крайне ответственной задачи явно не требовались большие автобусы, в связи с чем заключим, что это могли быть малые машины ГЗА-651 или ПАЗ-652. Информации об истинном подвижном составе для детей не нашлось, но выбор опять же был невелик, да и указанные автобусы, судя по фотохронике, работали в Сыктывкаре. Успешно эксплуатировались такие машины и в других городах республики в это время, в той же Печоре, например.

Здесь можно увидеть ЛиАЗ-158, ПАЗ-652 и вдали ГЗА-651
Здесь можно увидеть ЛиАЗ-158, ПАЗ-652 и вдали ГЗА-651

На более поздних снимках можно увидеть на улицах города юркие ПАЗики, которые использовались на городских и пригородных маршрутах.

Сыктывкарский вокзал и два малыша ПАЗ. Какой именно модели разглядеть трудно.
Сыктывкарский вокзал и два малыша ПАЗ. Какой именно модели разглядеть трудно.

Луноход из подмосковья

Автобусный завод в подмосковном Ликино-Дулёво, являющейся родиной машин под маркой ЛиАЗ, довольно быстро по советским меркам перешел от 158-й модели к 677-й. Первую дулёвцы выпускали буквально десять лет, зато вторую практически 30! Конечно, без малейшего преувеличения эти автобусы знакомы практически каждому поколению, за исключением разве что юных россиян, рожденных в XXI веке.

ЛиАЗ-677 на Коммунистической улице
ЛиАЗ-677 на Коммунистической улице

На советском пространстве была лишь одна область - Новгородская, как рассказывают, где такие ЛиАЗы не работали. Во всех остальных регионах 677-я машина действительно была поистине народным и массовым автобусом. Разумеется, новинка советского машиностроения никак не могла быть проигнорирована автотранспортным хозяйством Сыктывкара, куда в начале 1970-х годов такие "луноходы" начали поступать.

ЛиАЗ-677 в Сыктывкаре. Источник: сообщество "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi
ЛиАЗ-677 в Сыктывкаре. Источник: сообщество "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi

И это, кстати, не единственное прозвище - как их только не называли. Второе, яркое и в достаточной мере характеризующее народное наименование - "скотовоз"! И дело было вовсе не в низкой комфортности проезда в них, а скорее в том, что в крупных и не очень городах эти автобусы забивались подобно банке с прибалтийскими шпротами и пассажиры были вынуждены стоять словно скот в плотно набитом сарае.

Скан из фотоальбома "Коми - край мой родниковый". Книжное издательство "Коми", 1991 год. Фото Д. Шайхутдинова
Скан из фотоальбома "Коми - край мой родниковый". Книжное издательство "Коми", 1991 год. Фото Д. Шайхутдинова

Изучая историческую фотохронику, неоднократно натыкаешься на кадры с демонстрациями, где "скотовозики" используются не совсем по назначению - выполняют функцию заграждений или стоят друг за другом большой колонной. Похоже, что сюда в центр города именно они и свозили людей для участия в мероприятиях.

Уууххх, романтика! Источник: сообщество "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi
Уууххх, романтика! Источник: сообщество "Дорогие товарищи" https://vk.com/dorogiye.tovarishchi

Какой бы удачной машина не была, всё равно рано или поздно ей было суждено сойти с маршрутов и быть списанной. Легендарные луноходы перестали бороздить столичные просторы буквально десять лет назад - редкий кадр 2010 года иллюстрирует состояние боевой, но весьма уставшей легенды из Ликино-Дулёво.

ЛиАЗ-677М на 7 маршруте
ЛиАЗ-677М на 7 маршруте

Сысольский Икар

В начале 1980-х годов на небосклоне автобусной истории Сыктывкара зажглась звезда по имени Икара - в такой несколько метафоричной форме можно ознаменовать приход в город венгерских автобусов марки Икарус и это не будет выглядеть ненужным преувеличением и лестью машиностроителям из Секешфехервара. Автобусы и в правду выглядели гостями с иных планет на фоне советских машин прежних выпусков, особенно в антураже некоторых улочек с частной, почти сельской застройкой.

280-е Икарусы работают на маршрутах Сыктывкара. 1984 год. Автор: DeaDKed_2. Источник: https://fotobus.msk.ru/
280-е Икарусы работают на маршрутах Сыктывкара. 1984 год. Автор: DeaDKed_2. Источник: https://fotobus.msk.ru/

Сейчас, изучая транспортные фотогалереи, можно обратить внимание на забавные и немного обиженные реплики увлеченной общественности из других городов:

Комментарий со странице, посвященной Сыктывкарским автобусам https://fotobus.msk.ru/photo/1237379/?vid=744806
Комментарий со странице, посвященной Сыктывкарским автобусам https://fotobus.msk.ru/photo/1237379/?vid=744806

Под аббревиатурой ОБВ коллега подразумевает автобус особо большой вместимости, к которым относились машины Икарус-280. Эти сочленённые автобусы, в народе называемые "гармошкой" из-за характерного вида узла стыка двух половинок, мог увезти за один раз до 180 человек - это 9 маршруток!

В кадре сразу три Икаруса-280 и виден ЛиАЗ-677. Середина 1980-х годов. Коммунистическая улица. http://pastvu.com, автор: Driver_BY
В кадре сразу три Икаруса-280 и виден ЛиАЗ-677. Середина 1980-х годов. Коммунистическая улица. http://pastvu.com, автор: Driver_BY

Несмотря на скепсис современных ценителей из других городов, подобные машины действительно нужны были Сыктывкару и отнюдь не возили воздух, как может показаться. Пассажиры мигом смогли оценить комфорт, мягкий и в то же время резвый ход, простор и вместимость. А зимой еще и фирменный автономный подогреватель - сказка (но недолгая как показала советская практика на местах)! Радовались новым венграм и водители и автобусный парк - машины обладали замечательной по тем временам эргономикой рабочего места, продуманными техпроцессами по обслуживанию.

Народу-то немало в автобусе! Воздух не возят! Середина 1980-х годов. Автор: Сергей Зиновьев. Источник: http://OldSyktyvkar.ru
Народу-то немало в автобусе! Воздух не возят! Середина 1980-х годов. Автор: Сергей Зиновьев. Источник: http://OldSyktyvkar.ru

Неубиваемость, высокий запас прочности этих автобусов удачно пришёлся на лихолетье 1990-х годов и период становления нулевых, когда позволить себе обновление автобусного парка на фоне прочих социальных задач мог позволить себе далеко не каждый российский город. Однако в столицу Республики Коми, а также в ряд других крупных городов региона Икарусы умудрялись поступать - крупная поставка в Сыктывкар пришлась на 1997 год. Важно отметить при этом, что на этот момент автобусы уже не поставлялись в нашу страну в рамках программы СЭВ, покупались за валюту и стоили гораздо дороже автобусов, выпускаемых на отечественных заводах. А в случае с 280-ми Икарусами и вовсе не существовало российского аналога - свои "гармошки" ЛиАЗ начал делать только в начале нулевых.

Автор: пользователь Олег с сайта http://fotobus.msk.ru
Автор: пользователь Олег с сайта http://fotobus.msk.ru

Сыктывкар, кстати, не ограничивался большими, особо вместительными Икарусами, были венгры и покороче, 260 и 263 модели, которые получились, пожалуй, большее распространение в Республике Коми - еще не так давно на них можно было прокатиться в Ухте, Печоре, Усинске и даже далёкой Воркуте, "гармошки" же были исключительно столичным достижением.

В первые мои поездки в Сыктывкар мне посчастливилось увидеть Икарусы, но прокатиться не получилось - хотелось больше пешком походить и поизучать проспекты и улицы. А когда автобус требовался, то им оказывались модели других производителей. В 2009 году было заметно, что несмотря на порядочный для автобуса возраст от 16 до 12 лет, машины выглядели вполне достойно - отсутствовали элементы так называемого "колхозного" ремонта, не было ярко выраженных очагов коррозии.

Икарус на 25 маршруте на Площади Габова. 2009 год. Фото автора
Икарус на 25 маршруте на Площади Габова. 2009 год. Фото автора

Вернувшись в город спустя четыре года отыскать Икарусы стало сложнее - с 2010 года началось постепенное списание венгров. Насколько я понял, это было связано в том числе со сложностями в обслуживании этих автобусов - запчасти, которые уже не выпускались (основное производство в Секешфехерваре к огромному сожалению было закрыто в 2003 году) , было доставать сложно, а создавать самостоятельно и вновь - очень затратно.

К началу 2018 года Икарусов осталось небольшое количество - к концу своего существования городской перевозчик старался ставить их на пригородные маршруты, особо популярные летом и где требовалась особо вместительная пассажирская техника - каковой являлись автобусы с "гармошкой".

Кстати, вопреки расхожему стереотипу о севере у людей, на севере не бывавших, о том, что лета якобы люди здесь не видят - зелёный сезон в Сыктывкаре (и даже северо-восточнее километров на 500) может быть весьма и весьма привлекательным - местным жителям доступны все летние радости жизни в виде собственных садоводств с выращиванием овощей.

В многолетней истории сыктывкарского автобуса летний сезон 2017 года стал последним для легендарных венгров, последние 19 машин были отправлены на утилизацию...

Немного б/у, но в хорошем состоянии

В не самые простые времена пассажирские автохозяйства страны ломали голову над тем, как поддерживать состояние своего действующего парка и хотя бы немного его обновлять в условиях дефицита средств. Одним из рабочих вариантов стало приобретение автобусов, бывших в употреблении в других странах. Как показала практика, несмотря на свой пробег и возраст, пассажирские машины, прибывшие из зарубежья нередко давали фору отечественным автобусам нового изготовления - стоимость приобретения и размер затрат на содержание могли быть ниже.

В Сыктывкарской истории, пожалуй, в череде б/у автобусов наибольший след оставили корейские Hyundai и Daewoo и, конечно, немецкий Mercedes!

Посмотрим сперва на корейскую братию:

Daewoo BH116. Автор: yR29ik Источник: http://fotobus.msk.ru
Daewoo BH116. Автор: yR29ik Источник: http://fotobus.msk.ru
Daewoo BS106. Автор: yR29ik Источник: http://fotobus.msk.ru
Daewoo BS106. Автор: yR29ik Источник: http://fotobus.msk.ru
Hyundai AeroCity 540. Фото автора
Hyundai AeroCity 540. Фото автора

Эти автобусики мне запомнились малым количеством дверей - две против трёх на автобусах подобного класса из России. Видимо для Сыктывкарского пассажиропотока такая компоновка подходила, хотя будучи пассажиром этих автобусов, я пару раз замечал неудобства при выходе людей с задней площадки. Дверь по центру кузова, кстати, обращает внимание своим не самым обычным механизмом открытия - вбок, как в лифтах или вагонах метро.

Где же еще в Сыктывкаре полюбоваться на корейскую народную письменность? В автобусе, конечно! Фото автора
Где же еще в Сыктывкаре полюбоваться на корейскую народную письменность? В автобусе, конечно! Фото автора

А теперь очередь любоваться красавицами-немцами! Например, машиной MAN, которой на момент съемки было 30 лет. Вот это техника, в каком же великолепном состоянии, недаром их называют вечными! До поступления в 1995 году в Россию автобус работал на линии Кассель - Наумбург в Германии.

MAN SÜ240
MAN SÜ240

Были и гармошки от Mercedes и Magirus-Deutz - потребность в автобусах особо большой вместимости в Сыктывкаре, как мы ранее видели, имеется уже на протяжении долго времени.

Mercedes-Benz O305G. 2014 год. Автор: Олег Источник: http://fotobus.msk.ru
Mercedes-Benz O305G. 2014 год. Автор: Олег Источник: http://fotobus.msk.ru

По состоянию на 2020 год на городских улицах больших автобусных иностранцев в ходу не осталось - возможно, заложенный в них запас живучести позволил бы еще не один десяток лет поработать, но моральное устаревание никто не отменял, да и об экологичности и топливной экономии никогда не лишне задуматься.

Новые кони

Вернувшись вновь в Сыктывкар в 2019 году я буквально не узнал улицы - когда приезжаешь с определенной периодичностью и не очень часто, то какие-либо изменения замечаются проще, чем когда живёшь постоянно. С этим, возможно, согласится каждый. Сложилось впечатление, что по городу прошла гигантская расческа и причесала город. По-крайней мере с точки зрения автобусного движения точно!

Автобус НефАЗ-5299-30-31 у вокзала
Автобус НефАЗ-5299-30-31 у вокзала

Постояв немного на перекрёстке Коммунистической и Первомайской улиц я вдруг понял - исчез автобусный "зоопарк". По своим маршрутам споро рассекали белоснежные кони - автобусы "НефАЗ" из города Нефтекамска. Оказывается, в период 2016-2017 гг. в Сыктывкаре произошло знаменательное событие - целых 60(!) новых автобусов практически разом поступили в автобусный парк холдинга "Комиавтотранс". Это позволило кардинально обновить подвижной состав, выпустив на улицы современные машины.

Особенность новых автобусов из Татарстана в том, что при своих размере и вместимости аппетит машин весьма умеренный - этому способствует двигатель, работающий на сжатом природном газе (еще встречается термин КПГ - копримированный природный газ). Чего, чего, а уж этого голубого подарках в недрах Республики предостаточно! Да, конечно же и выхлоп у этих автобусов не такой токсичный, да и работает тише. Как никак, ЕВРО-4.

Салон новых автобусов. Источник: АО «Комиавтотранс»
Салон новых автобусов. Источник: АО «Комиавтотранс»

С точки зрения салона автобусов, наверное, отметить в них что-то сверхъестественное будет сложно - но очевидно, что в новом городском автобусе есть всё необходимое для обеспечения разумно достаточного комфорта - яркие поручни с ухватами, низкопольная вставка (попробуй с детской коляской залезь в Икарус или ПАЗ!), светодиодное освещение и композитная легкомоющаяся отделка.

НефАЗы на презентации на Стефановской площади. Источник: АО «Комиавтотранс»
НефАЗы на презентации на Стефановской площади. Источник: АО «Комиавтотранс»

Конечно, одними крупными городскими автобусами Сыктывкарский парк не ограничивается. Помимо камских и ликино-дулёвских автобусов, здесь есть и микроавтобусы и автобусы малого класса - в основном это Mercedes Sprinter разной длины и, безусловно, ПАЗики - как мне кажется, главные автобусы нашей страны, к которым равнодушных встретить сложно. Павловские автобусы и обожают и ненавидят, но без них, увы, никуда не деться - равноценной замены человечество пока не изобрело (шучу!).

ПАЗ-32054. Фото автора
ПАЗ-32054. Фото автора

Сыктывкарский автобус сегодня

Перемещаться по относительно компактному Сыктывкару несложно - в городе действует 34 муниципальных автобусных маршрута, которые покрывают практически все районы столицы, включая отдалённые, и наиболее востребованные пригородные локации. Работает также и полтора десятка частников с коммерческими маршрутами. Всего на транспортном обслуживании города задействовано более 200 единиц автобусной техники малой, средней и большой вместительности.

Основным в регионе оператором общественного транспорта в городе Сыктывкар является АО «Комиавтотранс».

Схема автобусных маршрутов г. Сыктывкара. Авторы схемы: Г.Н. Каблис и Р.А. Шуктумов
Схема автобусных маршрутов г. Сыктывкара. Авторы схемы: Г.Н. Каблис и Р.А. Шуктумов

Стоимость разовой поездки в автобусе составляет 28 рублей, что является вполне подъемной суммой, особенно в сравнении с городским транспортом в городах покрупнее (В Петербурге - 50 рублей). Еще не так давно я обрадовался появлению в наземном транспорте Северной столицы возможности оплаты проезда безналично - в Сыктывкаре это тоже имеется, что безусловно повышает уровень сервиса, всё-таки 21 век на дворе и не всегда наличные (или банкомат для съёма) могут быть рядом.

Помимо безналичной и наличной оплаты на автобусах АО "Комиавтотранс" принимают единые транспортные и социальные карты, которые еще и скидку на проезд дают. А что меня особенно восхитило - это брелоки! Сыктывкарские транспортники подхватили идею компактных носителей, которые так удобно брать с собой (и потерять), да еще и разработали приятный дизайн, делая проездной билет замечательным сувениром и предметом коллекционирования!

Брелок - транспортная карта. Источник: АО «Комиавтотранс»
Брелок - транспортная карта. Источник: АО «Комиавтотранс»

Еще один интересный сервис - это специальное мобильное приложение Passengr, которое позволяет в режиме реального времени отслеживать движение автобусов на интерактивной карте Сыктывкара. Это очень удобно и помогает рассчитывать время своих поездок. Стыдно признаться, но в Петербурге по-моему такого сейчас нет после закрытия сервиса Яндекс.Транспорт.

Светлое будущее

Такой вот он многогранный и интересный автобус Сыктывкара! Да, пока только этот вид наземного общественного транспорта нашел распространение в столице Республики Коми, но в последние десять лет пошли серьезные разговоры о троллейбусе - предполагается, что "рогатый" экологически чистый транспорт может быть развит на линиях общей длиной в 40 километров. В качестве площадки для троллейбусного парка рассматривается район Давпон у пересечения улицы Морозова и Сысольского шоссе. Надеюсь, что этому удастся сбыться и удачное сочетание маршрутных сетей автобуса и троллейбуса выведет город Сыктывкар на новый уровень развития!

Автор: Asmakar Источник: https://ru.dreamstime.com/
Автор: Asmakar Источник: https://ru.dreamstime.com/

На это всё, дорогие друзья. До скорых и встреч и спасибо за ваше внимание! Дополнения крайне приветствуются!

Автор канала выражает огромную благодарность компании "Комиавтотранс" и лично Александру Попову за отзывчивость и помощь.

Подписка на этот канал сильно поднимет настроение автору и покажет ему, что смысл продолжать дальше имеется.

Другие избранные публикации из северного цикла путешествий: